"Гарри Поттер и проклятое дитя": плюсы и минусы

31 июля в Англии вышла новая книга Джоан Роулинг «Гарри Поттер и проклятое дитя». Книга рассказывает о приключениях Гарри и его сына Северуса Альбус Поттера через тридцать лет после событий, описанных в последней книге. Главное отличие: новая книга не роман, а пьеса, написанная Роулинг в соавторстве со сценаристом Джеком Торном и сценаристом Джоном Тиффани. В России перевод выйдет в ноябре, а мы пока делимся 5 причинами, почему одному нашему литературному обозревателю книга совсем не понравилась, и 5 причинами, по которым второй благодарит Роулинг за возвращение в мир поттерианы.

 

Многие согласятся, что это печально, когда главных, полюбившихся сердцу героев отправляют на второй план и на сцену выводят новых персонажей. Скорее всего, ни для кого не спойлер, что новая книга Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Проклятое Дитя» повествует о жизни детей уже знакомых нам Гарри, Джинни, Рона, Гермионы и многих других. Пожалуй, я отнесла бы к минусам ноющую где-то в груди тоску о том, что тень славы «мальчика, который выжил» теперь ложится на новое, молодое поколение, на новых героев, к которым заново придется привыкать.

 

При этом крайне интересно наблюдать за героями, которые предстают совершенно в другом свете. Роулинг наконец удовлетворила желание многих: увидеть Гарри не мальчиком, который выжил, не человеком с суперспособностью, который может выжить даже в битве, где обязан был умереть, а человеком со своими недостатками и семейными проблемами. Особое удовольствие доставляет встреча с героями, чей образ в новой книге оказывается перевернутым в гон на голову по сравнению с предыдущими книгами.



 

На этот раз фантазия Роулинг не стала разгуливаться, как это получалось у нее в предыдущих книгах: менее чем 270 страниц текста и то, внимание, в виде пьесы. Да-да, на каждого героя расписаны слова, а мизансцены или хоть какое-нибудь  описание местности, ситуации и прочего настолько скудное, что лично мне тяжело было вновь перенестись в мир сказки. Спасибо, что не в стихотворной форме, Джоан!

 

Действительно новая книга крайне плохо реконструирует волшебный мир, но мы от эпизода к эпизоду возвращается на уже когда-то прочитанные страницы Гарри Поттера. Да, новичку покажется вселенная, мягко говоря, не продуманной, но почитатели за считанные секунды смогут реконструировать Запретный лес, Хогвартс и Кингс-Кросс. В качестве компенсации – встреча с Седриком, Снейпом и еще несколькими любимыми персонажами.

 

Логично, что если во главе произведения теперь молодое поколение, то будут и новые имена и характеры, но чтобы столько.… Очень тяжело сориентироваться, кто есть кто, какие отношения связывают подростков, а что говорить о связи поколений! В общем, когда в «Грозовом перевале» Эмили Бронте мне казалось, что это плохая идея, называть героев одинаковыми именами, то у меня просто не с чем было сравнить. Сложно сориентироваться, правда.

 

Было ли правильным решение Роулинг продолжить историю после клятвенного обещания оставить Поттера в покое, покажет время. Пока Роулинг смогла удовлетворить любопытство миллионов читателей фанфиков по всему миру. А заодно подкинула дров в огонь. Так что на пару лет тему можно считать исчерпанной. Особенно в свете выхода сборника рассказов о жизнях других героев.

 

Продолжая мысль о 270-ти страницах нельзя не отметить в недостатках произведения тот факт, что повествование получилось довольно скомканным. Помните предыдущие книги? Да, я все время возвращаюсь к ним, потому что все познается в сравнении. Ощущение, что у Роулинг закончилась прибыль от предыдущих шедевров и она на скорую руку наваяла этот, просто чтобы книгу напечатали,  сняли фильм (об этом далее), а на автора снова посыпались золотые горы. Пьеса получилась действительно спонтанной, события развиваются с такой скоростью, что если бы их вывели на экраны, то, скорее всего, это была бы короткометражка.



 

С другой стороны, эта книга намного больше отвечает требованиям читателя, едва способного долго концентрировать свое внимание на крайне степенном развитии сюжета.  В самом начале «Кубка огня» было очевидно, что Гарри станет четвертым чемпионом, а заодно и самым молодым обладателем кубка. «Проклятое дитя», наоборот, заставляет удивляться сюжетным поворотам, что не может не радовать.

 

А теперь о фильме. Джоан Роулинг так накрутила сюжет (это я не отношу к минусам, в принципе, читать было захватывающе и интересно), что, учитывая некоторые обстоятельства (не могу спойлерить, прочитаете – поймете), фильм по пьесе будет очень и очень тяжело снять. Могу немного приоткрыть завесу и сказать, что это будет сложно как минимум потому, что несколько раз происходит обращение к прошлому, к молодым Гарри и компании, что либо потребует от бюджета фильма шести нулей ради спецэффектов и компьютерной графики, либо будет вычеркнуто, что крайне нелогично, так как затрагивает основные сюжетные линии.

 

Ни для кого не секрет, что Гарри Поттер давно стал коммерческой историей, ориентированный на фанатов серии. Можно вечно спекулировать на тему того, какое влияние оказывают фильмы на литературу, но стоит признать, что пьеса – лишь новая форма взаимодействия с аудиторией. Кстати, не такой уж и плохой шаг: оторвать поклонников от диванов и отвести в театр.

 

И все же поттероманам и просто тем людям, которые зачитывались и засматривались сагой о мальчике-волшебнике, мы обязательно советуем прочитать эту книгу в оригинале, а потом и в официальном переводе. После прочтения вы сможете осознать, в какую тайгу забрела Роулинг и какую необычную для своего творчества проблему она подняла в новой книге. А, может, вы сможете придумать альтернативную вселенную, где все будет по-другому. Или ваши взгляды крайне разойдутся с автором, вы выразите свое недовольство друзьям и у вас появится тема для дискуссии.


Арина Фартух

Екатерина Савицка

HSE Press

Читать еще