Работа памяти

Когда мы говорим о работе памяти, первым делом нам представляется кадр из научно-популярного фильма, в котором показывается возбуждение нейронов в мозгу и передача энергии в них от одного к другому. Но память можно рассматривать не только с биологической точки зрения, но и психологической. В статье мы попытаемся понять, что такое память, разобраться в её видах, а также  выделить наиболее эффективные способы запоминания и извлечения информации.


Что такое память?


Для начала разберёмся, что такое память. Существует два определения для этого термина: общенаучное и психологическое. В общенаучном смысле память – это способность системы развиваться и сохранять результаты изменений. Такая память присуща не человеку: в этом смысле говорится о металлах, памяти исторической и генетической. Для нас же важна память в психологическом смысле – индивидуальная память. Она занимает едва ли не центральное место в системе наших психических процессов. Она помогает фиксировать, сохранять и использовать личный опыт, воспринимать и передавать общественные знания, а также оставаться одним и тем же человеком на протяжении жизни.


Если говорить о памяти как о хранилище, можно лишь предполагать, как долго и в какой форме сохраняется информация. Непосредственно о процессе воспоминания ученым известно гораздо больше: можно классифицировать типы памяти по степени вовлечённости в них вспоминающего субъекта. Например, самыми активными являются процессы воспроизведения информации, когда нам нужно в точности пересказать полученную информацию (как, например, на экзамене). Чуть менее активными, но тем не менее требующими наших усилий процессами являются воспоминания, относящиеся к нашей биографии, когда мы пытаемся понять, когда и при каких условиях происходило событие в нашей жизни. Почти не требуют наших усилий процессы узнавания, когда нам нужно лишь идентифицировать информацию (на примере того же экзамена – тестовые вопросы). Наименее активными, как ни странно, являются процессы так называемого “повторного заучивания” – когда нам нужно выучить уже знакомую до этого информацию. Вот почему повторение действительно важно.


Какой бывает память?


Помимо этого, память можно классифицировать на несколько видов по тому, что именно мы запоминаем. Так, можно выделить память моторную, или двигательную – то, что связано с последовательностью движений; память эмоциональную, или аффектную, связанную с эмоциональными переживаниями; память образную, которая связана с запоминанием образов; и, наконец, память вербальную, или словесную, или память-рассказ, которая сохраняет словесную информацию в форме рассказов. Однако это не только виды памяти, но и ступени ее развития как в истории человечества, так и в индивидуальном развитии. У простейших точно есть моторная память, у дождевого червя уже присутствует память эмоциональная, а у животных – образная. Это всё, конечно, имеет научные доказательства, которые в статье мы приводить не будем. Вербальная память появляется только у человека, а у ребёнка формируется вместе с речью, постепенно становясь доминирующей формой запоминания информации.


Так как каждый вид памяти ответственен за то, что конкретно нам запомнится, каждый из них мы можем использовать для улучшения своих навыков в той или иной сфере. Например, моторная память повсеместно используется спортсменами, танцорами и музыкантами: после долгих тренировок тело само запоминает движения и их последовательность. Её же можно использовать для ускорения навыков письма на компьютере: после долгой работы с клавиатурой пальцы запоминают расположение букв, и человек может достаточно быстро выражать свои мысли на электронном носителе. Вербальная память помогает в запоминании больших объемов информации. Так, тренируя её (выучивая, например, по небольшому тексту или стихотворению в день), можно научиться гораздо быстрее и эффективнее запоминать и намного большие по объему тексты.


Помимо перечисленных выше классификаций, можно различить виды памяти по наличию цели запоминания чего-либо: произвольная и непроизвольная. Произвольное запоминание связано со случаями, когда мы сами что-то учим и запоминаем, например, очередную главу в учебнике или номер телефона. Непроизвольное запоминание обычно связано с особенно яркими впечатлениями, которые произвёл на нас объект, или с деятельностью, связанной с ним. Поэтому, когда нам сложно запомнить что-то, нужно выделить для себя в этом наиболее интересные и впечатляющие факты, а с ними связать детали помельче.


Как мы запоминаем информацию?



Можно различать виды памяти также по способам запоминания: непосредственное и опосредованное запоминание. Они не требуют глубоких разъяснений, стоит лишь сказать, что опосредованное запоминание представляет собой знаки, движения и другие факторы, которые мы используем, чтобы что-то выучить. Такое обычно используется для изучения новой лексики в иностранном языке. Вы придумываете, на что похоже это слово из уже знакомых вам или связываете с родным языком, и процесс запоминания существенно облегчается. В некоторых восточных языках используются буквально визуальные ассоциации: к иероглифу человек подрисовывают руки, ноги и голову, а к дереву – крону.


Однако в современной когнитивной психологии наиболее распространена классификация, основанная на времени хранения информации и на функциях, которые выполняет каждый вид памяти. Так, на основании данной классификации психологи выделяют три типа памяти: ультракратковременную, кратковременную и долговременную. На наш взгляд, самый незаметный вид памяти – это ультракратковременная. В ней информация сохраняется в том же виде, в котором она поступила на наши органы чувств. Именно поэтому мы не замечаем, как моргаем и способны удерживать нить разговора: мы помним, что произошло несколько секунд назад. К слову, ультракратковременная память действительно сохраняет информацию на протяжении одной-четырёх секунд, чего, однако, достаточно для функционирования наших слухового и зрительного регистров. Кратковременная память работает около тридцати секунд и требуется нам, когда мы должны позвонить по только что продиктованному нам телефону или, например, умножаем числа в уме и сохраняем промежуточные результаты. Информация этого раздела памяти забывается, если мы не повторяем её, пока она не перестанет быть актуальной или перейдёт в раздел долговременной памяти. Самое интересное в этом виде памяти то, что информация так может храниться бесконечно долго и учёные не знают, может ли она вообще исчезать после долговременного запоминания. Как раз этот тип памяти нужен нам для того, чтобы накапливать и передавать опыт, чтобы сохранять единство личности на протяжении жизни.


Как запоминать больше информации?


Если говорить о простом усваивании информации, то существует достаточно много техник запоминания. Эти техники различаются в зависимости от того, что нужно запомнить, насколько быстро это необходимо сделать, как долго нужно сохранять выученную информацию и какого она объёма. 


При достаточном количестве времени и для текста большого объема можно использовать две техники запоминания: ОВОД и ОЧОГ, названные так по первым буквам их основных частей. ОВОД предполагает следующие этапы запоминания: Основные мысли, Внимательное чтение, Обзор и Доводка. Предполагается, что таким способом можно выучить текст за четыре прочтения: сначала выделяя или выписывая основные мысли в тексте, затем, при повторном прочтении, дополняя их деталями и связывая подробности с основными мыслями. Обзор предполагает повторное, но краткое ознакомление с текстом и его просмотр (желательно с конца). На финальном этапе запоминания следует рассказать текст кому-либо или же себе самому, стараясь подглядывать в текст как можно меньше. 


ОЧОГ предполагает почти то же самое, однако некоторые различия всё же есть. Основные части здесь: Ориентировка, предполагающая выделение основных мыслей, повторное внимательное Чтение текста с выделением деталей, Обзор текста для выделения в нём главного и второстепенного и мысленный пересказ с выделением Главной мысли. Если текст нужно выучить в максимально короткие сроки, можно использовать метод последовательных ассоциаций. При таком методе запоминания нужно просто объединять ключевые слова между собой. Нужно учитывать, что часто в текстах, особенно в научных, встречаются абстрактные понятия, которые для запоминания нужно уметь сразу “превращать” в слова-предметы, и уже после этого включать их в сюжет запоминаемого текста. Кроме метода последовательных ассоциаций можно пользоваться пиктограммами, то есть делать небольшой рисунок (каждый должен занимать по времени не более 10-20 секунд) на каждое ключевое слово или словосочетание. Главное в этом методе – чтобы пиктограммы были понятны вам и вы смогли воспроизвести текст, опираясь на них.


Также есть множество сайтов и приложений, направленных на тренировку памяти, которые не только дают советы, как запомнить большое количество информации, но и предлагают всевозможные тесты, упражнения и игры. Вот некоторые из них: приложение для iOs “iBrain”, называющееся также “Зарядка для мозгов”, его аналог на Android “Тренировка мозга”, сайты 4Brain (ссылка на раздел о работе памяти: https://4brain.ru/memory/_7-pravil-zapominanija-informacii.php) и Grandars: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/zapominanie-i-pamyat.html.

Так что если когда-нибудь вы слышали утверждение о том, что информация, которую вы запомнили один раз, всё еще хранится в вашем мозгу, и что вы способны её извлечь и использовать, теперь у вас нет никаких оснований не верить этому утверждению. Кроме того, зная эти техники запоминания информации и сайты, предлагающие “проапгрейдить” вашу память, вполне возможно, что на следующей сессии, когда вам придётся запоминать огромное количество билетов, вы будете знать не только что происходит в вашем мозгу при этом, но и как облегчить зубрёжку не всегда интересной информации.

Екатерина Кравченко

Читать еще