Работа во время учёбы

Какой бы качественной ни была теория в вузе, без практики она ничего не стоит. Поэтому многие сегодня стремятся трудоустроиться как можно раньше. Но для только поступивших и просто не работавших поиск места — очередной тёмный лес взрослой жизни. Как можно найти вакансию? На какие условия студент может рассчитывать? Как совмещается с учёбой?


Специально для HSE Press опытом поделились:




Владимир Заболотский, 4 курс факультета экономики ВШЭ,

преподаватель экономики в Центре педагогического мастерства.





Виктор Рубинштейн, факультет компьютерных наук.

Полгода работал разработчиком ПО в компании «Daturum».





Кристина Чернова, студентка 4 курса программы «Журналистика», девять месяцев работает

корреспондентом научно-популярного портала «Футурист».



О поиске работы


Владимир: «Найти работу в качестве преподавателя не так сложно, нужно просто начать, пробовать. Я как-то проходил собеседование в лицей 1533 и после этого год там проработал.


А так, многие мои друзья работают или работали по специальности. Некоторые в качестве стажеров, некоторые на постоянной основе. Так что шансы весьма высоки, главное — эту работу искать».


Виктор: «Мне кажется, что у студента 3-4 курса без завышенных ожиданий неплохие шансы найти работу. Если человек может потратить 2-3 месяца на стажировку или на рядовую должность, и он будет там нормально работать, работодатель будет готов с ним сотрудничать дальше. Как минимум даст хорошую рекомендацию, что поможет при поиске следующего места. В любом случае, человек получит знания и опыт.


На нескольких факультетах у студентов на слуху пара крупных компаний, в которые все стремятся устроиться, игнорируя маленькие фирмы. Мне кажется, это ошибка, так как большие организации будут отдавать предпочтение соискателям с опытом. В итоге такое слепое следование чаще всего оборачивается ничем».


Кристина: «В целом шансы найти работу у студента-журналиста очень высокие. У нас парень на третьем курсе работает на «Первом канале», ещё одна девочка — в «Руси сидящей», кто-то — на «Эхо Москвы». Довольно много людей трудоустроены. Главное — не упустить возможность.


Я пыталась устроиться на радио через преподавательницу, которая там работала. Уже договаривались насчёт гонорара, но она ушла оттуда, и с работой не сложилось.


Вполне можно написать главным редакторам издательств. На стажировку возьмут, это однозначно. А вот если конкретно на работу, то тут всё сложнее. Мне вечно не везло, хотя я пыталась.


Если ты развиваешь навык, подходящий для вакансии, это огромный плюс. Самое важное — знать формат издания. Иначе, придётся сложно. Я стажировалась на «Радио Свобода», меня спрашивают: «Ты вообще нас слушала? Если нет, мы объясним, как всё надо». Лучше заранее убедиться, что ты знаешь об издании всё и готов там работать».


Условия работы


Владимир: «На мой взгляд, чаще студенты работают в крупных компаниях. Один мой знакомый работал на позиции трейдера в «Атоне», несколько других стажировались в большой четверке аудиторских компаний (во всех отделах, где это возможно), также в Сбербанке CIB, банках, табачных корпорациях и так далее.


Зарплата зависит исключительно от студента. В среднем на позициях стажера она невысокая, порядка 30 тысяч до уплаты налогов. При этом даже на учёбу времени почти не остаётся. В преподавании все несколько иначе: кому-то хватает одного-двух учеников или занятий в неделю, кто-то проводит гораздо больше. Отсюда и более высокий разброс значений, но многие (что немаловажно, высококлассные) преподаватели зарабатывают до 100 тысяч в месяц. Времени хватает на всё, потому что можно найти оптимум в количестве занятий».


Виктор: «Самая очевидная вакансия для студента — младший разработчик. Вообще, стоит различать компетенции. В вышке несколько IT-факультетов, учащиеся которых востребованы на разных должностях. Я студент департамента программной инженерии, но занимался проектированием пользовательских интерфейсов.


В плане зарплаты всё зависит от работодателя. Сумма точно больше, чем в Макдональдсе. Думаю, в пределах 30-60 тысяч. Опять же зависит от графика. Работающий 40 часов в неделю будет получать хорошие деньги.


Мне с графиком повезло: у меня была удаленная работа. Я мог всё распланировать так, чтобы оставалось еще и свободное время. Но, конечно, не всегда. В первых числах месяца у нас были отчётные дни, когда мы показывали результаты за месяц. За неделю до этого начинался аврал. Зато после можно было пару деньков выделить для себя.


При этом я поднялся на несколько пунктов в рейтинге, хотя никогда особо за ним не гнался. Наверное, стал немного организованным, стал тратить меньше времени на всякую ерунду».


Кристина: «Условия зависят от места. Если это печатное или онлайн издание, можно работать кем угодно. Если ты способный, если увидят, что голова соображает, тебя возьмут. На телевидении, на радио студенту приходится начинать с нуля — по типу «Принеси кофе».


Если человек смелый, удачливый, он может устроиться в известное место. У меня почему-то не хватает храбрости подать заявку на радиостанцию. Если ты в себе не очень уверен, у тебя объективно нет уровня, то лучше начинать с низов, постепенно подниматься.


Моя зарплата — 20 тысяч за полставки. Для меня это нормально, но можно получать и тридцать, и сорок. Шестьдесят вряд ли, разве что сутками пропадать на работе, пропуская учёбу. Если охватывать всё и сразу, скорее всего, придётся работать как мне: за двадцатку на полставки.


Когда я стажировалась летом, то сидела в офисе по 12 часов. На работе проще: пришла, отработала своё время. Иногда задерживаюсь, если попросят поработать с чьей-то статьёй или если тема мне интересна. Из-за неорганизованности я часто работаю больше нормы. Но, если укладываюсь в срок, никто держать не будет. В целом времени на «остальную жизнь» хватает, нужно просто грамотно его распределять, спать поменьше. Хотя иногда, конечно, бегаешь, как загнанный волк, чувствуешь, что всё, сил уже нет».


Плюсы и минусы работы


Владимир: «Я с первого курса в таком режиме, поэтому мне тяжело сказать, как трудоустройство влияет на учёбу. В принципе, всё стабильно. Моё единственное падение в рейтинге не было связано с работой. С друзьями, вроде, провожу столько же времени, но их состав слегка уменьшился.


Главным достоинством я бы назвал то, что работа готовит к жизни после университета и даёт независимость от родных. Для многих последнее — один из решающих пунктов. Оборотная сторона совмещения — риск провалов в тайм-менеджменте. Но в целом, по моему мнению, плюсов всё же больше».

Виктор: «Я считаю, что у любой дополнительной деятельности больше плюсов, чем минусов. На первом-втором курсе я ходил в разные студорганизации, потом занимался проектной деятельностью, сейчас — работа по специальности. В свободное от учебы время отдыхать дома, конечно, тоже хорошо, но практической пользы это не принесет.


Для меня главное достоинство работы — получение опыта на реальном проекте. Вышка на факультете компьютерных наук старается сделать что-то подобное, но получается достаточно поверхностно и далеко от действительности. И, конечно,заработанная своими руками денежка. Самое худшее — работа может оказаться интереснее учёбы».


Кристина: «Главный недостаток — постоянный стресс. Хорошо, если найдёшь работу, где к студентам лояльно относятся. Остаётся меньше времени и сил; становишься нервным, дёрганым; звонишь маме и жалуешься, что ты ничего не успеваешь, тебе плохо. А потом считаешь себя малодушным сопляком, который не может справиться с жизнью, но это проходит. Иногда работа убивает личные планы. Хочешь съездить в родной город, а вместо этого летишь куда-то, что-то пишешь или разбираешь «завал» на учёбе.


Зато ты чувствуешь себя самостоятельным, понимаешь, что не сосёшь из родителей деньги, можешь всё оплатить сам. Это даёт чувство независимости и позволяет повзрослеть. Нет времени, чтобы раскисать. Парадоксальным образом успеваешь сделать больше, чем если бы ты не работал, потому что приходится структурировать время без права на ошибку».


Когда стоит начинать работать


Владимир: «Когда уже влился в учебный процесс и понимаешь, сколько времени на что готов уделять».


Виктор: «Середина или конец третьего курса».


Кристина: «Мне кажется, нужно дать себе погулять. Я устроилась на третьем курсе, он мне кажется самым оптимальным. Есть люди, которые работают со второго, и им обычно больше везёт. Но это зависит от тебя. Если ты чувствуешь, что готов работать, то вперёд».


Когда понимаешь, что ты больше не бездарный новичок?


Владимир: «Когда видишь первые результаты и начинаешь думать, как сделать ещë лучше».


Виктор: «Я думаю, что ещë сам этого не понял».


Кристина: «Многие журналисты, даже зрелые, сколько бы ни проработали, смотрят на свои статьи и говорят: «Как я мог такое написать? Что со мной не так?» Мне кажется, что вопроса «когда?» здесь не существует. Чувствовать себя глупым ты будешь всегда, но задачи будут всё усложняться. В любом случае, ты перейдёшь на другой уровень и сам это поймёшь».

Дмитрий Терехов

Читать еще