ТАСС изнутри: история, принципы, байки

ТАСС – крупнейшее информационное агентство России, легенда отечественной новостной журналистики. За 112 лет работы сотрудники агентства передали миллионы новостных сообщений из разных уголков планеты. HSE Press удалось побывать в главном офисе ТАСС и узнать всё самое интересное из первых рук.


Создание ТАСС


В середине 19 века появился телеграф и открылись первые телеграфные агентства, крупнейшие из которых монополизировали рынок информации. Россия оказалась в «зоне влияния» немецкого телеграфного бюро Вольфа, и вся информация, прежде чем распространиться за рубеж, проходила через это агентство, порой подвергаясь цензуре. Такая зависимость не устраивала Российскую Империю. В 1904 году было создано государственное Санкт-Петербургское телеграфное агентство, которое гораздо позже переименуют в ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза). В кругах журналистов бытует байка об уникальной «оптимизации» работы агентства в Российской Империи: на первых порах из 70 сотрудников ТАСС было не более семи журналистов.




ТАСС в СССР


Переехав в Москву после революции, агентство стало называться РОСТА (Российское телеграфное агентство). Многие слышали это название на уроках литературы: плакаты для окон РОСТА рисовал и подписывал в том числе и Владимир Маяковский (как говорят сотрудники ТАСС, эти плакаты – первый шаг к визуализации информации).

Среди работников ТАСС бытует ещё одна историческая байка – на этот раз про Юрия Гагарина. Накануне его полёта в ТАСС привезли три секретных пакета – один надо было вскрыть в случае смерти космонавта, второй – при неудачной посадке, третий – если полёт и посадка пройдут нормально. И вот, в день икс по радио передают, что майор Юрий Алексеевич Гагарин совершил полёт и удачно приземлился. И пока вся страна ликовала, руководство ТАСС осознало в ужасе, что взлетал Гагарин в звании старшего лейтенанта, и на заранее присланной фотографии на погонах количество звёздочек соответствующее (при том, что Фотошопа ещё не изобрели). Сотрудникам Фотохроники пришлось в буквальном смысле найти на улице первого попавшегося майора, сфотографировать и склеить фотографии Гагарина и неизвестного обладателя нужного количества звёздочек на погонах. Именно так вся страна увидела героя СССР, майора Юрия Гагарина.

Сейчас


Сейчас ТАСС остаётся ТАСС (без расшифровки) – было решено оставить это узнаваемое название и не переименовывать бренд.

ТАСС не забывает собственную историю и историю страны. Не так давно агентство совместно с ВТБ завершило оцифровку исторического фонда фотографий Фотохроники ТАСС (так как в СССР не каждое локальное СМИ могло позволить себе содержать штат фотокорреспондентов, все газеты Союза снабжала картиночками единая организация – Фотохроника, в архивах которой накопились тысячи снимков). Среди этих снимков есть как посредственные фотографии, так и уникальные исторические кадры.


Схема и принципы работы


Основные деньги агентство зарабатывает на продаже информации другим изданиям – в сегменте b2b («бизнес для бизнеса»). «Клиентами» ТАСС являются все крупные СМИ. Сообщения информагентства можно сравнить с песчинками, вокруг которых СМИ наращивают жемчужину, по-своему «упаковывая» новость, добавляя комментарий, аналитику, инфографику, видеосюжет. Так как новость из ТАСС расходится по другим изданиям, популярность новостей просмотрами и кликами мерить бессмысленно, и единственный критерий – цитирование и ссылки.


Весь бизнес информагентства стоит на двух столпах – принципе оперативности и принципе достоверности.

Для обеспечения оперативности агентство имеет огромную корреспондентскую сеть. Сеть ТАСС включает представительства в 63 странах мира и 70 региональных центров и корпунктов в России. Журналисты, работающие в Москве, обычно специализируются на одной рубрике (например, «экономика» или «спорт»), но регионалы и загранкорреспонденты отвечают за все события в регионе. Разумеется, если в регионе происходит важное запланированное событие – ЧМ по футболу, Олимпиада, референдум, громкая премьера, то туда отправляется «десант» журналистов из центрального офиса.

Поток информации, генерируемой всеми этими журналистами, соответственно, огромен. Чтобы минимизировать ошибки и неточности, от которых зависит репутация агентства, в ТАСС существует так называемая «редакция выпуска». Они первыми читают новости, отсеивают фейки и выпускают сообщения на ленту. Работает этот отдел 24 часа в сутки и без выходных, редакторы сменяют друг друга посменно, чтобы все международные новости выходили в срок. Как правило, в этот отдел попадают люди с корреспондентским опытом, и среди редакторов выпуска почти не бывает новичков или стажёров.

Как попасть в ТАСС


Желающим попасть в ТАСС на стажировку сотрудники советуют мониторить раздел «Карьера» на официальном сайте и сайты со стажировками наподобие Grintern. Вакансии для студентов появляются регулярно.

Советы журналистам


Сотрудники крупнейшего информационного агентства России дали практические советы будущим и начинающим журналистам.

1. Для журналиста очень важны контакты и знакомства: сначала журналист делает телефонную книжку, потом телефонная книжка делает журналиста.

2. Любой инфоповод можно «упаковать» под любой формат – от аналитического до развлекательного. Очень важно научиться по-разному подавать новости.

3. Журналист должен быть «универсалом» – уметь писать обо всём и иметь широкий кругозор. Если зациклиться на одной сфере, будь то политика или спорт, можно потерять гибкость мышления и лёгкость языка.


Валерия Грекова

Читать еще