Мастер и Маргарита Юго-Запада

«Сам ли человек управляет своей жизнью или есть какая-то иная сила, способная прервать ее?» — таким вопросом начинается аннотация к спектаклю «Мастер и Маргарита» Театра на Юго-Западе. Этим вопросом задаются поколения читателей одноименного романа Михаила Булгакова, и он снова встает перед зрителями постановки бессмертной истории о любви, добре и зле. Я всегда скептически относилась к режиссерским интерпретациям книг (особенно таких неоднозначных), но под руководством Валерия Беляковича роман и правда смог обрести новое звучание.


И это звучание мощное, причем в прямом смысле этого слова. Театр на Юго-Западе отходит от традиционных театральных постановок, отказываясь от декораций или замысловатых костюмов: акцент делается на игре актеров и… звуках. Музыка — переход от сцены к сцене, звук от ударов по железным листам — и гром, и трамвай, и смерть, и полет Маргариты. Показаны все мистические эпизоды романа, без отхода от сюжета. Магия передана с помощью звуков, мимики, жестов и света. Помните желтые цветы Маргариты? Их тоже не было в физическом смысле, но каждый в зале четко видел этот букет в руках героини.


мм2.jpg


Интересным показался режиссерский подход к изображению света и тьмы. Интерпретация заключалась именно в игре актеров: на контрасте с выразительными и притягательными персонажами Воланда и его свиты, главные герои ершалаимских глав — Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри — показались более сдержанными и даже пресными. Почему Алексей Матошин, игравший Пилата, не изобразил со всем своим мастерством трагедию несчастного человека? Почему Иешуа, казалось бы, светлый и очень важный для повествования образ, уходит на второй план? Возможно, режиссер хотел показать, что для света не нужно эмоциональности, вычурности, привлекательности — для света нужна вера. Последователи Иешуа идут не за его харизмой, а за его убеждениями.


мм1.jpg


Другое дело тьма. Ей уделено особенное внимание и в романе, и в постановке. Она зримая, привлекательная и манящая. Не возникло вопросов ни к Олегу Леушину в образе Воланда, ни к харизматичным и ярким актерам, играющим Азазелло, Коровьева, Геллу и, конечно, кота Бегемота. Эти герои буквально ожили перед глазами, и — в невольном сравнении с сериалом 2005 года — актерский состав показался мне более подходящим для романа. Совершенно притягательным и ужасающим в тоже время представлен бал Сатаны, где грешники не то танцевали, не то корчились в муках — пародия ада на сцене.


Да, света в спектакле гораздо меньше, чем тьмы, но он все же сильнее. Как и в романе, здесь прослеживается главная идея: добро не может существовать без зла, все в этом мире находится в равновесии. Воланд не беспощадный злодей, а каратель: каждый герой получает по заслугам. И покой получают лишь те, кто умеют ждать, надеяться и любить: Мастер и Маргарита.

Ксения Корнилова

Читать еще