Операция «Динамо»

          

“I knew I didn’t want to make a film that could be dismissed as old-fashioned, something that wasn’t relevant to today’s audiences...We don’t have generals in rooms pushing things around on maps... We barely glimpse the enemy. It’s a  survival story. I wanted to go through the experience with  the characters”.

Кристофер Нолан о фильме «Дюнкерк»



В прокат вышел долгожданный фильм кумира миллионов любителей кино Кристофера Нолана. Лента «Дюнкерк», получившая название в честь портового французского города на берегу Ла-Манша, посвящена операции по эвакуации сил союзников во Второй мировой войне в мае-июне 1940 года. Благодаря этой операции, получившей кодовое название «Динамо», более 337 тысяч солдат вышли из окружения, уплыв в Британию. Но огромное количество техники и вооружения досталось вермахту. Равного противника на западном фронте у Третьего рейха не осталось. Именно в этой противоречивости результатов «Чуда в Дюнкерке» (Черчилль назвал операцию «катастрофой, ставшей триумфом») черпал вдохновение Нолан.

Как признаётся режиссёр в эссе, опубликованном в Telegraph, он хотел снять реалистичное кино о Дюнкерской операции, а не облечь её в «мифическую, почти сказочную форму», в какой она представлялась ему с детства; кино о войне, где есть место геройству и трусости, порядку и хаосу.



Учитывая сетования режиссёра на многочисленные трудности, связанные с масштабами картины, всех интересует: получилось ли у Нолана кино с сильной драматургией и по-настоящему голливудским размахом?

Но сначала немного о сюжете. Фильм структурно делится на три самостоятельных, но благодаря хитроумному монтажу, логически связанных сюжетных линии. Первая — собственно эвакуация солдата с мола на побережье, где главными действующими лицами становятся два безымянных солдата (Финн Уайтхед и Анайрин Барнард), всеми правдами и неправдами пытающиеся выбраться с берега. Вторая — про частную лодку, на которой отец и сын Доусоны (Марк Райлэнс и Том Глинн-Карни) отправляются к французскому берегу, помочь с эвакуацией. Третья — про двух британских лётчиков (Том Харди и Джек Лауден), в одиночестве прикрывающих отплывающие в Британию линкоры. При этом Нолан в финале объединяет все истории, для чего ему приходилось на протяжении всего фильма подгонять параллельным монтажом друг к другу события, происходившие в разное время. В результате, чтобы можно было сопоставить часовой вылет истребителей с недельной эвакуацией, Кристоферу пришлось некоторые события дублировать, вследствие чего возникало лёгкое непонимание происходящего.

В этой попытке Нолана уйти от излюбленного приёма киноиндустрии «снять фильм о герое и его друзьях на войне» есть как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, режиссёру удалось сделать главным действующим лицом картины именно событие — операцию «Динамо», ради чего в жертву были принесены характеры и мотивация персонажей. Но если в ранних эпических фильмах, как, например, эталонный «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, драматургию заменяла величие события, то про «Дюнкерк» такое можно сказать с трудом. Разбив историю на отдельные мелкие события, Кристофер Нолан не смог во всей красе проиллюстрировать невероятность масштаба эвакуации. Потопление кораблей и сбитые бомбардировщики люфтваффе выглядят единичными случаями за недельную операцию и на порядок уступают схожей по природе сцене высадки в Нормандии из «Спасти рядового Райана» Спилберга. Масштабность будто осталась за кадром, и зритель сам её додумывает, концентрируясь на конкретных эпизодах. Видимо, Нолан оставил за кадром и подвиг французских солдат, оборонявших сам Дюнкерк от нацистов, на что почти сразу режиссёру было указано критикой. Вместе с тем, отсутствие на экране солдат Третьего рейха создает страх и трепет из-за неизвестности и непредсказуемости врага.  



Ещё более печально, что с драматургией у «Дюнкерка» тоже не всё гладко. Отдельные поступки героев вызывают логичные вопросы, как и сюжетный ход в целом с персонажем Киллиана Мёрфи. Шаблонность негодяя вкупе с характерной внешностью злодея портит всё впечатление от второй сюжетной линии, которая, по всей вероятности, нужна была режиссёру для наглядной иллюстрации наличия храбрости и трусости на войне. Выходит так, что схожий по сути фильм Хичкока «Спасательная шлюпка», снятый в павильоне, смотрится более впечатляюще и напряженнее, чем снятый на натуре «Дюнкерк».

Вместе с тем звуковая и визуальная часть выполнены на высшем уровне: сказывается многолетний опыт работы Нолана с композитором Хансом Циммером, оператором Хойтем Ван Хойтемом и художником-постановщиком Нэйтаном Краули. «Дюнкерк» выдержан в традиционных для Кристофера Нолана холодных голубых тонах, что подчёркивает отчуждённость войны и подавленность отступающих солдат происходящим.

В итоге лента, снятая поистине талантливым режиссёром, даже для своего стоминутного хронометража ощущается довольно тяжёлой. «Дюнкерку» не хватает то ли масштабности, то ли скорости для того, чтобы выйти на уровень предыдущих картин Нолана. Если бы не интересная попытка через отдельные поступки участников показать грандиозность события в целом, то лента могла бы стать вторичной, неоригинальной, этаким военным фильмом ради галочки. Но вроде бы «Дюнкерку» такой судьбы избежать удалось. Во всяком случае, решать это предстоит зрителю.


Оценка: 7 Томов Харди из 10


Михаил Никулин

Читать еще