Квадрат

Imagine no possessions,

I wonder if you can,

No need for greed or hunger,

A brotherhood of man,

Imagine all the people

Sharing all the world...


John Lennon, Imagine




В российский прокат наконец-то вышла лента-лауреат Золотой пальмовой ветви «Квадрат». Работу шведского режиссёра Рубена Эстлунда называли «неожиданным» победителем престижного фестиваля, однако после просмотра становится ясно, что награда была вполне заслужена. Эстлунду удалось создать злободневный фильм, озвучив, в том числе и в сатирическом ключе, самые острые проблемы современного европейского общества.

Лента рассказывает о шведском кураторе музея современного искусства Кристиане (Клас Банг), который организует в Стокгольме очередную выставку. Одним из экспонатов этой выставки является инсталляция «Квадрат», заявленная как символ равенства, взаимопомощи и сострадания. Вместе с тем, в личной жизни героя происходят события, которые испытывают на прочность выражаемые им высокопарные идеи и заставляют принимать решения, о которых он впоследствии очень горько пожалеет.

«Квадрат» получился очень удачной сатирой с тонким юмором. Сноб Кристиан, который преподносит себя, как интеллектуала и знатока искусства, выглядит беспомощным и смешным в бытовых ситуациях: обсудить отношения после секса с журналисткой Энн (Элизабет Мосс) или разрешить конфликт с мальчиком, получившим по ошибке письмо с обвинениями в краже. Такое забавное несоответствие возможностей человека в разных сферах жизни довольно чётко характеризует и состояние искусства сегодня в целом. Эстлунд в одном из интервью признавался, что современные искусствоведы, которым он преподавал в университете, погружаются в очень глубокую теорию, из которой не способны перейти к практике. Высмеивая порой излишнюю заумность совриска (Кристиан не может объяснить собственную фразу о проекте), режиссёр вместе с тем предостерегает от его излишнего упрощения, «опошления». И, кажется, баланс между глубоким смыслом и посылом объекта и его внешней простотой найден в лучшей сцене фильма — выступлении на банкете артиста Олега Рогожина (Терри Нотари) в образе гориллы. Поначалу веселящий наблюдателей, несмотря на предупреждение об опасности перформанса, своим комичным видом Рогожин сумел вогнать целый зал ценителей искусства в ужас, а потом довести этих же уважаемых людей до состояния диких и жестоких тварей, в гневном исступлении набросившихся на Олега. Поначалу казалось, что представление вышло из-под контроля, однако, вероятно, именно такое поведение интеллектуальной элиты и было конечной целью Рогожина.



Вообще можно утверждать, что «Квадрат» — это в первую очередь фильм о противоречиях и парадоксах современности. Общество пытается пожалеть и помочь незащищённым слоям общества, но вместе с тем имеет к ним серьёзные предубеждения: Кристиан делает выставку о доверии людям, но сам же им не доверяет в бытовых ситуациях. Эти проблемы, которые кажутся затронутыми вскользь, на самом деле озвучены довольно чётко: где границы свободы самовыражения и самоцензуры? Как эффективно решать проблемы с теми же нищими? Довольно редко можно встретить картину, сочетающую постановку серьёзных вопросов с хорошим юмором. Поэтому становится интересно, устареет ли этот фильм Эстлунда в скором времени, или затронутые проблемы ещё долго будут являться камнем преткновения европейского сообщества? Поразмышлять по этому поводу сможет каждый, кто посмотрит один из лучших европейских картин года — «Квадрат» Рубена Эстлунда.


Михаил Никулин

Читать еще