Аритмия

Режиссёр, принадлежащий к так называемой «новой российской волне», Борис Хлебников, после фестивального успеха своей ленты «Аритмия» представляет её широкому кругу зрителей. Что привлекло в фильме кинематографическую общественность, и так ли плохи дела у российской индустрии кинематографа в целом — разбираемся в рецензии.


Пересказывать сюжет «Аритмии» — затея странная, с тем же успехом можно пересказывать и свою жизнь. Но в общих чертах всё же опишем происходящее в фильме: Катя (Ирина Горбачёва) — врач приёмного покоя, её муж Олег (Александр Яценко) — врач скорой помощи. Их брак на грани развода. И почти всё это зритель узнает в самом начале фильма, а затем он лишь наблюдает за развитием ситуации.

Здесь следует сделать небольшое отступление: в современном российском авторском кинематографе наблюдается тенденция к точности, почти документальности повествования. «Аритмия» — один из примеров. Изначально комедийный сериал по мере написания сценария и сбора фактов перерос в серьёзное драматическое и документальное высказывание об институте брака, о состоянии системы здравоохранения, о любви, взрослении и о жизни в целом.



Действие фильма происходит в Ярославле, а не в Москве. Сценарий основан на рассказах врачей, работающих в провинции. Режиссёр изначально не ставит цели показать красивых людей, спасающих жизни по щелчку пальцев. Подобных героев достаточно и на федеральных телеканалах, тем более Хлебникову они совершенно не интересны. Фильм рассказывает историю (или часть истории) людей, ежедневно с успехом спасающих чужие жизни, но так ничего и не добившихся в понимании своих. Работа занимает почти всё их время, и потому кризис среднего возраста и кризис отношений не удаётся обсудить должным образом. О себе дают знать и каждодневный стресс, и ответственность за чужие жизни. Их жизнь рутинна; они, кажется, не замечают друг друга, и только возможность развода или расставания заставляет посмотреть на того, кто был рядом всё это время.



Но от философских рассуждений пора переходить к разговору о более приземлённых материях - актёрской игре и работе оператора. Изначально идея взять на главную и крайне драматическую роль Ирину Горбачёву, известную широкой общественности лишь по забавным видео из Instagram, могла показаться странной. Стоит, однако, заметить, что она всё это время состояла в труппе Мастерской Петра Фоменко и даже была номинирована на премию «Золотая маска» за роль в спектакле «Сон в летнюю ночь». И она действительно талантливая драматическая актриса, чему «Аритмия» является подтверждением: ей удаётся заставить зрителя ни разу не усомниться в достоверности происходящего на экране.

Её партнёр — Александр Яценко, снявшийся почти во всех проектах Хлебникова и с ним начинавший свою актёрскую карьеру. Сейчас он стал известен широкому зрителю по ролям в сериалах «Оттепель», «Тихий Дон», «Екатерина», а до этого был преимущественно актёром независимого кино. Как бы ни были неприятны его герои, их всегда хочется сочувствовать — во-многом, из-за умения актера создавать неоднозначные, неодномерные образы . Он всегда естественен в кадре, его сложно заподозрить в фальши, и «Аритмия» не исключение.

За камерой стоит невидимый для зрителя, но выступающий его глазами Алишер Хамидходжаев — оператор, работавший с Николаем Хомерики и Анной Меликян, и который удостоился приза Венецианского кинофестиваля за фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат». Во многом именно ему фильм обязан своей документальностью: камера неотрывно следует за героями, ни на минуту не оставляя их и не скрывая подробностей от зрителей. Происходящее на экране своей обыденностью мало чем отличается от жизни зрителей, сидящих в зале, поэтому фильм не заканчивается титрами, а сирена скорой помощи ещё не раз напомнит вам об увиденном.


Возможность и умение снять цельную историю, рассказывающую не о героическом прошлом или столкновении с инопланетянами, а об обычных, мало чем отличающихся от зрителя людях, говорит о том, что не следует ставить крест на всём российском кинематографе. Да, большая часть производимого в стране оставляет желать лучшего, но в то же время съёмкой новых проектов занимаются Михаил Идов (сценарист «Оптимистов» и «Лондонграда»), Иван Твердовский (режиссер «Зоологии» и «Класса коррекции»), Наталия Мещанинова (сценарист «Аритмии» и автор «Комбината „Надежда“»). Этот список можно продолжать ещё долго, а, значит, всё не так плохо, как казалось, хоть это и лишь мнение автора статьи.


Итог: 10 песен Валентина Стрыкало из 10.


Григорий Церковский

Читать еще