Такаси Мураками. «Будет ласковый дождь»

29 сентября в музее современного искусства «Гараж» стартовала выставка японского художника Такаси Мураками. Выставка состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящён отдельному феномену японской культуры в интерпретации художника. Здесь сочетаются визуальность (яркие, насыщенные картины), связанные с любовью художника к аниме и манге, и историческая составляющая, основной мотив которой тема ядерной войны, посвящённая бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Это одна из самых масштабных выставок музея: экспонаты заняли всё пространство, включая поп-ап магазин, туалет и лестницы.

Наибольшую известность Мураками обрел в Америке; в родной Японии он известен лишь в узких кругах. Изначально он был приверженцем традиций классической японской школы живописи, но позднее увлёкся аниме-культурой, что и определило его стиль в дальнейших работах. Мураками называют «японским Энди Уорхолом»: оба они берут привычные для повседневности объекты, перерабатывают и репрезентируют в новом статусе, наделяя их функцией произведения искусства. Экспонаты выставки сводят с ума маниакальным множеством ярких цветов, масс-культурных образов и отсылок, некоторые из которых порой как будто теряются за очевидностью персонажей, но непременно обнаруживаются после. Сам художник говорит о своих работах так: «Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме».


Первый раздел выставки — «Гэидзюцу» посвящен технике Мураками, методам его работы с классическим японским искусством. Мураками предлагает новую трактовку и видение традиционного искусства. Например, картина «Китайские львы» создана под впечатлением от холста Сакаки Хякусена «Каменный мост на горе Тяньтай». Мураками по-своему интерпретирует и адаптирует известные сюжеты, предлагая зрителю по-новому взглянуть в том числе и на трагедию Хиросимы и Нагасаки, рефлексируя над ней в форме комикса.



Вторая глава «“Малыш” и “Толстяк”» — часть другого проекта под названием «Малыш. Искусство взрывной субкультуры Японии», где художник исследовал влияние ядерной катастрофы на культуру и массовое сознание современной Японии. За этот проект он получил награду «Лучшая тематическая выставка в Нью-Йорке». «Толстяк» и «Малыш» — названия американских бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года.

Неотъемлемой частью этого раздела являются черепа, напрямую связанные с бомбардировками и смертями. Здесь представлены огромные полотна, изображающие сотни черепов разных цветов, заставляющие зрителя содрогнуться от осознания того, сколько жизней было унесено этими взрывами.


Помимо красочных, но жутких черепов, в этом разделе представлена серия снимков после бомбёжки. Фотографии бомб, разрушенных домов и улиц поражают не меньше огромных цветных полотен.

Эта глава и объясняет название выставки «Будет ласковый дождь». Так называется стихотворение Сары Тисдэйл, где описывается мир, который скоро восстанет из пепла и расцветет вновь, без людей, уничтоженных в глобальной войне. Стихотворение использовал в одномённом рассказе Рэй Брэдбери.

Третья часть — «Каваий» — более оптимистичная, она о страсти Мураками к аниме и кавайному стилю. В этой части у зрителей просто разбегаются глаза от обилия ярких цветов и пёстрых орнаментов: пол, стены, картины — всё усеяно цветами. Знаменитые улыбающиеся цветочки, сопровождающие всю выставку, призваны показать инфантильность мира. Этот раздел вызывает диссонанс и даже несколько конфликтует с черепами — памятниками человеческой жестокости, беспощадной и разрушительной стихии ядерной войны. В этом разделе отдельного внимания заслуживают огромные ряды фигурок и игрушек из различных аниме, среди которых многие — герои нашего детства (покемоны, персонажи мультфильмов Миядзаки). Для истинных ценителей этого искусства зрелище станет настоящим раем.



Четвертая часть — «Сутадзио» представляет собой мастерскую художника, где можно посмотреть, как создаются его работы и узнать об истории студии. Часть работ для выставки будет доделываться в этой студии, и зрители смогут наблюдать за процессом.


Последний раздел выставки — «Асоби и Кадзари» расположен в зонах кафе, книжного магазина и на лестницах. Эта часть экспозиции связывает Мураками-художника и Мураками-главу корпорации Kaikai Kiki Co, в которой он создает большинство своих произведений и организовывает выставки.

Помимо выставок известность художнику принесло сотрудничество с компанией Louis Vuitton, они выпустили коллекцию сумок с изображениями Мураками. Одним из главных изображений коллекции, а позднее и началом «свихнувшегося» творчества Мураками стал ДОБ.



Он был задуман Мураками как символ современной массовой культуры и распространился по всему миру. ДОБ стал появляться на сувенирах; также Мураками создал несколько картин и скульптур с этим персонажем. Такаси называет его своим альтер-эго, который должен очеловечить бренд.


В целом, выставка Такаси Мураками — это особенный мир, целая вселенная, уносящая зрителя в другое измерение, где гипертрофированно инфантильные, безобидные образы бесконечно смешиваются с другими, вселяющими ужас, напоминающими о катастрофических ошибках, допущенных человечеством. Эти, казалось бы, диаметрально противоположные образы смешиваются в безумном танце так, что в какой-то момент ты перестаешь различать их между собой, а главный хореограф этого танца, конечно же, Мураками. В произведениях художника можно обнаружить все крайности современной японской культуры: мистерическое великолепие, простые формы, знакомые образы, многослойность смыслов.


София Савченко

Читать еще