Цифровое искусство


Термин «Цифровое искусство» кажется новым и ассоциируется с современностью или же с недавним прошлым. Но на самом деле первые произведения, которые можно к нему отнести, появились еще в 1960 году.


Во введении Кристиана Пол даёт чёткое определение цифровому искусству, объясняет, из чего оно складывалось и что можно к нему относить. Цифровое искусство — пишет Пол — это симбиоз развития техники и художественных практик двадцатого века. Наибольшее влияние на художественную составляющую этого феномена оказал дадаизм, а именно: Дюшан и его «сдвиг от объекта к концепту». Иначе говоря, Дюшан одним из первых начал придавать большее значение не форме, а идее, заключённой в этой самой форме. Цифровая же составляющая этого искусства постоянно видоизменяется. Во введении, помимо определения, есть краткая история развития этого направления, из которой можно точно понять, какие именно технические новинки повлияли на развитие цифрового искусства, и как это отразилось в различных сферах.


Одна из основных мыслей введения заключается в разделении традиционного искусства, для создания которого используют технику, и подлинно цифрового, которое не существует вне цифрового контекста. Первая глава книги, соответственно, посвящена первому типу — традиционным практикам, которые были созданы благодаря цифровым технологиям (фотография и скульптура). Во второй вы познакомитесь с «чистым» цифровым искусством, которое не может существовать «вне техники» — это видеопроекты, сетевое искусство и некоторые виды инсталляций. А в третьей главе Кристиана Пол анализирует темы, которые затрагивают все эти виды цифрового искусства.


На каждый вид цифрового искусства и на каждую тему, которой это искусство касается, автор приводит несколько художников, раскрывающих это явление в том или ином контексте. Часто одни и те же идеи в работах разных авторов получают совершенно разное осмысление. Например, тезис «[в цифровом искусстве] стираются границы между разными медиумами, например, между живописью и фотографией» рассмотрен Кристианой Пол с разных сторон. Если Кеймси Уилямс печатал свои фотографии на большом холсте, поднимая вопрос отличия фотографии от живописи, то Анна Мартон «накладывала» пространства снимков друг на друга, позволяя зрителю задуматься о взаимодействии различных кадров на одной плоскости.


В отличие от некоторых книг по современному искусству, здесь нет шуток или самоироничных усмешек в духе «да, мне, как критику, приходилось кататься с огромной горки, и я согласен, что это странно». Книга серьёзная и, порой, может быть, даже слишком серьёзная. Для кого-то это достоинство, кому-то это придётся не по душе. Нас не убеждают, что создание браузеров было тогда искусством — это преподносят как факт. Местами это ставит в тупик, но автору веришь.


Приведём пример с теми же браузерами. Браузерное искусство – разновидность цифрового, это направление получило наиболее широкое распространение в 1990-е годы. К тому моменту концепция Дюшана относительно формы и идеи обрела большую популярность. Какую же идею воплощает браузерное искусство? По мнению автора, оно позволяет «переосмыслить условности, определяющие способы навигации в сети». Браузеры, которыми мы пользуемся сейчас и которые были созданы тогда для массового пользования, структурируют деятельность: они определяют, в каком формате мы будем видеть ту или иную страницу. Браузеры художников же не были рассчитаны на массовое распространение. Они создавали интернет-пространство, в котором человек сам структурирует свою деятельность. Эти проекты позволяют переосмыслить работу в Интернете, получить радикально иной опыт привычной работы в сети.

Браузерное искусство (и не только оно) не стало широко известным: даже если мы случайно найдём ссылку на подобный браузер, то едва ли нам придёт в голову мысль анализировать этот опыт, как что-то в самом деле значительное.


Можно поговорить и о другой важной теме, которой касается автор, — о музее. Так, один и тот же предмет в музее и вне его будет восприниматься совершенно по-разному. Цифровое искусство работает и с этой темой. Немало художников хотели с помощью своих работ понять, как же влияет на зрительское восприятие формат, в котором он контактирует с произведением. Современное искусство в общем и цифровое в частности очень часто рассчитано не на созерцание, а на активное участие. Так, в проекте «Телесад» Кена Голдберга зрителям было предложено совместно поддерживать жизнь в саду. Вокруг этого проекта ходило немало споров: многие были уверены, что люди не сумеют сообща поддержать жизнь растений. Однако, им удалось не уничтожить сад.




Некоторые предметы из фантастической литературы стали частью нашего быта. И даже если тот или иной предмет не получил широкого распространения, его могут использовать в цифровом искусстве. Шлемы виртуальной реальности не стали предметом обихода, но художники нередко их используют. С помощью подобных шлемов пространство музея становится дополненной реальностью: человек буквально погружается в мир, созданный художником. Ощущения от подобного погружения отличаются от тех, что испытывает зритель традиционного искусства. Автор описывает несколько проектов подобного направления. Вот три из них:


«Осмос» Шарлотты Дэвис


«В «Осмосе» «погружающиеся» входят в виртуальный мир, надев виртуальный шлем и реагирующий на их движения жилет, который следит за дыханием и равновесием пользователя. В первый момент мир предстает в виде трехмерной решетки, в которой заданы координаты для ориентирования. Дыхание и равновесие пользователя передаются лесу и другим естественным средам. Одна из очень эффективных стратегий Дэвис заключается в том, что при создании своих миров она уходит от репрезентативного реализма: хотя пейзаж частично выглядит репрезентативным, в нем есть прозрачно-светящиеся элементы и использована фактура, которая имитирует постоянное движение частиц. «Осмос» обладает живописными свойствами и создает близорукую картину сновидческого мира. Помимо естественных элементов, ВР-среда «Осмоса» включает в себя слои «Код» и «Текст», которые иллюстрируют, соответственно, программное обеспечение, на котором основана работа, и цитаты из собственных текстов художницы про технологии, природу и тело. Самые абстрактные мета-слои включают естественный пейзаж в контекст базы данных».


Джеффри Шоу «Читаемый город»


Зрителям дают возможность перемещаться по виртуальному городу на стационарном велосипеде, установленном в музее. Архитектура города в этом проекте состоит из текстов. В последующих работах Шоу размер зданий соотнесен с размером букв, которые это здание обозначают. Виртуальный город художника создан на основе карт, что позволяет проводить параллели между реальными зданиями и виртуальной архитектурой.


Лосано-Хеммер «Смещенные императоры»


Лосано-Хеммер также исследует несоответствия между физической и виртуальной архитектурой. Зритель может рассматривать здания, руководить просмотром с помощью проекции движущейся руки. Важно, что интерьеры не соответствовали реальным зданиям, из которых были взяты.

Кристиана Пол пишет:

«Фрагменты колониальной истории действительно смещались и замещали друг друга, создавая в рамках привычного здания совершенно непривычный контекст и вовлекая зрителей в исторические отношения между двумя державами»


На примере Лосано-Хемера можно увидеть, что цифровое искусство не только открывает новые проблемы, исходящие из форм повествования, в которых они работают. Цифровое искусство также позволяет посмотреть на вечные вопросы по-новому. Помимо весьма «цифровых» тем: проблемы тела и личности, искусственного интеллекта и телеприсутствия, автор также показывает, как художники данного направления раскрывают вневременные вопросы: истории, политики, межличностных отношений.


Книга «Цифровое искусство» Кристианы Пол может быть интересна как людям, работающим в сфере искусства, так и тем, кто не знает о современном искусстве почти ничего. Искусствоведы наверняка найдут новую полезную информацию: о цифровом искусстве редко говорят в вузах. Вторым же книга даст возможность посмотреть на привычные предметы с новой стороны и открыть для себя новые виды искусства.


Произведение готовится к изданию в рамках совместной программы издательства Ad Marginem и Музея современного искусства 
«Гараж».

Дарья Белая

Читать еще