Как превратить хорошую идею в удачную выставку

Кто такой куратор? Где учат им быть, и где новоиспечённому арт-менеджеру искать стажировку? Как организовать выставку, продвигать её, коммуницировать с художниками и дилерами?


Эдриан Джордж, известный британский арт-менеджер, заместитель директора Правительственных художественных собраний Великобритании, последовательно рассказывает о подводных камнях в этой сфере и даёт практические советы. Его новая книга «Справочник куратора» выходит в издательстве Ad Marginem в партнёрстве с Музеем современного искусства «Гараж». HSE Press публикует отрывок.


Как же превратить хорошую идею в удачную выставку?


Какую бы выставку вы ни задумали: крупную музейную, небольшую персональную для галереи, заказной проект или стенд для арт-ярмарки (ниже ради простоты будем говорить просто о выставке), определившись с концепцией, сразу попробуйте изложить ее в виде плана. Составление плана поможет уточнить ваши идеи и выявить возможные препятствия для их реализации. Постарайтесь выяснить, проводились ли подобные выставки ранее. Когда? На каком уровне? Какими учреждениями? Каков был их состав? Очень легко повториться, представив произведения, которые показывались уже не раз, только под другим названием.


Если у вашего проекта были прецеденты, это не страшно, — это лишь значит, что вы как куратор должны внести в него уникальность с помощью вашей концепции. Вот прекрасный пример: выставка «Сюрреализм: раскованное желание» в галерее Тейт Модерн (сентябрь 2001 — январь 2002; кураторы Венсан Жиль, Дженнифер Мандай и Дон Адес). Особенностью этой выставки был акцент на теме желания в сюрреализме — от сублимации до трансгрессии, что позволило публике увидеть работы в новом, необычным ракурсе и принесло проекту большой успех.




Если похожих выставок еще не было, это прекрасно, но предполагает немалый риск. Если предмет вашей выставки уникален, она наверняка привлечет живой интерес аудитории и пристальное внимание критиков. В таком случае вы должны быть абсолютно уверены в том, что делаете, и обладать хорошо аргументированными и подтвержденными исследовательскими данными, подкрепляющими вашу позицию или взгляд на избранную тему.


Кураторство — это на 20% талант и вдохнове­ние и на 80% руководство, работа в команде и управление. Придется думать наперед и полагаться на шестое чувство. Без первых 20% успешная выставка невозможна, но любую идею легко испортить, не сумев организовать процесс её реализации.
Николас Серота, директор галереи Тейт, Лондон


Проект может быть новаторским и интересным, но если он или вы (коль скоро ваша карьера только начинается) ещё не вызываете безусловного доверия, то вам придётся убеждать аудиторию в своей компетенции, в оправданности проекта и в том, что у вас достаточно интеллектуальных и материальных возможностей, чтобы его реализовать. Предлагая некое новшество в формате, структуре или дизайне выставки, нужно быть готовым к практическим и логистическим помехам по ходу работы. Но в любом случае

вдумчивое планирование пространства, дизайна, потенциальных возможностей переезда выставки на начальном этапе ее подготовки бесценно.


Валерия Грекова

Читать еще