«За пропастью во ржи»

«Представь книгу, которую хочешь прочитать, а потом проживи её» — гласит слоган биографической драмы «За пропастью во ржи», снятой американским режиссёром Дэнни Стронгом. В этом, наверное, и заключается секрет успеха — прожить историю так, как если бы она произошла с тобой. Попытаться рассказать о жизни одного из самых загадочных писателей ХХ века, автора романа-бестселлера, изменившего судьбы миллионов подростков. То, как это получилось, российский зритель сможет оценить уже 7 декабря.


Впервые мы встречаемся с Джеромом Сэлинджером (Николас Холт) в 1939 году — амбициозный, никому не известный парнишка, мечтающий стать писателем. Среда, в которой вращается Джерри, не способствует творческому развитию — пьянки в джаз-клубах, светские рауты, влюблённость в Уну О`Нил (Зои Дойч), ветреную дочь известного драматурга, и непростые отношения с семьёй. Уже в этот период Сэлинджер остёр на язык и не лезет за словом в карман. Вопреки требованию отца остаться и продолжить семейное дело (колбасное производство), юноша поступает в Колумбийский университет на курс Уита Бёрнетта (Кевин Спейси). Начавшиеся с конфликта отношения учителя и ученика постепенно становятся тёплыми и дружескими — именно Уит впоследствии публикует первый рассказ Сэлинджера в журнале «Story».



Дальнейший пересказ сюжета не имеет смысла — суть байопика в том, чтобы ухватить эмоцию. Здесь важно прочувствовать душевное состояние героя, начать видеть его глазами и понять происхождение Холдена Колфилда. Это самое очевидное. Джером неоднократно отождествляет себя с персонажем. Ему, как и Холдену, присущ саркастический взгляд на мир — сквозь призму меланхоличной тоски, острой критики и даже злости в отношении конформности окружения.


По мере развития происходящего мы подмечаем детали, из которых «вырастает» Холден. Всё пережитое самим Сэлинджером составляет канву его лучшего произведения, которое он обдумывал даже в окопах, под градом немецких пуль. Здесь нет нарочитости и гипертрофированности пресловутой писательской миссии, зато есть реальная история живого человека, который создал шедевр и отказался от славы. Сэлинджер предпочёл закрыться от мира в изолированном домике в Нью-Гэмпшире, проведя там большую часть жизни. Очень в духе Холдена Колфилда.


Атмосферностью картина обязана не только прекрасной актёрской игре Николаса Холта и Кевина Спейси — которого, к слову, теперь нечасто увидишь на большом экране — но и мастерски воссозданному антуражу и, конечно, операторской работе. «За пропастью» хочется смотреть ещё и ещё, чтобы ощущать сопричастность к судьбе великого мастера, его образу мысли и творческому подходу. Это, пожалуй, то самое кино, которое вдохновляет на действия. Чтобы громко заявить о себе, Сэлинджеру нужен был голос. Получив его, он предпочёл то, чего «хотел по-настоящему» — «стеречь ребят над пропастью во ржи». И стережёт, кстати, уже почти 70 лет.


Оценка: 10 медитирующих Николасов Холтов из 10


Анна Дальнева

Читать еще