Об издательстве ouclup


Издательство: Do It Yourself

DIY, т.е. Do It Yourself популярный вид деятельности последние несколько лет. Изначально его цель заключалась в самостоятельном создании нужных человеку вещей: аксессуаров, одежды, мебели. При этом задействовалась фантазия и выходило что-то отличное от товаров на магазинной полке. Сейчас тренд стал глобальнее: популярность и обилие частных инициатив, diy-проектов, small media. Издательство ouclup — один из подобных примеров. Оно было открыто в Питере в 2013 году, и до сих пор позиционируется как DIY-издательство, выпускающее те книги, которые никто не берется издавать и печатать. В данный момент ouclup подготавливает к выпуску свою главную издательскую работу — роман «В.Ö». О книгах-аутсайдерах, создании издательства с нуля и о российском рынке литературы поговорили с его основателем Русланом Князевым.


Сейчас, когда книжный рынок в России начинает восстанавливаться, существует достаточно много издательств. Как у вас появилась идея открыть своё?

Руслан: А разве он восстанавливается? В столицах более-менее реально продать небольшой тираж, есть независимые магазины и хорошие типографии, в провинции всё намного хуже — просто негде взять новую литературу, да и спроса особого нет. Конечно, книжные есть, но там в основном продаются книги единственного крупного издательства.

Ouclup — это, конечно, не совсем издательство. Это, скорее, история про тусовку журнала «Стенограмма» и сочувствующих. Изначально я просто вёл дневник и в один момент решил собрать записи в одну книгу — так родилась «В тесной кофейне». В общем-то, это было по приколу, я напечатал штук 50 в сумме и раздал друзьям. Конечно, большим подспорьем оказалась моя работа в копицентре — тогда я печатал бесплатно. Оказалось, что мне интересен процесс создания книги — работа художника, вёрстка, подбор шрифтов, поиск человека, который напишет предисловие, и т. д. В процессе мне начал помогать художник Артем Мисюк, и до сих пор мы делаем книги в тандеме. Я изначально вообще ничего не умел и не знал, была только сильная любовь к книгам. Наверное, задним числом я сейчас понимаю, что была потребность романтизировать нашу тусовку, ввести её в какое-то историческое поле. Мы все что-то там писали и до сих пор этим занимаемся. Так что оставалось просто собирать тексты под одной обложкой.

Были ли какие-то трудности? Что заранее стоит знать будущему издателю?

Руслан: Самая большая трудность — это поиск адекватного художественного решения, но это радостный поиск. Другое дело, и это, наверное, тоже можно считать трудным, — печатать на работе из-под полы, пока нет начальства... Это не совсем этично. Я свободно об этом говорю, потому что на работе поддерживали мои начинания, и даже когда спалили, я откупился книгой.

Не у всех есть такие стартовые условия, но, мне кажется, больше всего опыта в издании книги получаешь, когда вкладываешь свои деньги всё-таки. И уходишь в минус, конечно. Если нет денег, можно делать зины, но это другое.