Fast Moving Consumer Goods
Мама тихо рыдала на кухне, отец молча сидел, держа в руках второй рокс того самого, терпкого. Вот уже как несколько дней их любимый сын решился на «самое важное путешествие его жизни» и ушёл, оставив лишь пару недорешённых кейсбуков из Гарварда.
В воздухе висел всего лишь один вопрос: действительно ли есть жизнь за пределами Большой тройки, или же это только мифы, оставшиеся зарисовками на университетских партах, как наскальные рисунки пещерных людей?
Как и неназванный главный герой небольшого рассказа выше, мы отправимся на поиски признаков жизни и успешной карьеры за пределами консалтинга.
Первый рубеж, уже в пяти минутах ходьбы от консалтинга — FMCG. Это компании, производящие товары народного потребления (fast moving consumer goods).
Известность этих компаний — парадоксальна. С одной стороны, она ничуть не уступает консалтингу. Мы все прекрасно знаем о существовании Procter&Gamble, Néstle, Mars, Unilever. С другой стороны, существует, как минимум, десяток FMCG-компаний, чьи товары известны всему миру в отличие от названия самого концерна. К примеру, кто производит Chupa Chups? (спойлер: это не Mars).
В отличии от консалтинга, среди FMCG-компаний не выделяют практически формальные дивизионы, определяющиеся пулом клиентов компании. Кроме того, каждый из существующих мировых брендов сегодня имеет устоявшуюся репутацию и долю рынка.
Тем не менее, если говорить об известности самих компаний, то без деления на дивизионы тут не обойтись. Градация очень проста: первый дивизион — компании, вкладывающие значительные средства в собственный брендинг и достаточно известные, второй — вкладывающие меньшие суммы в сравнении с первыми.
Первый дивизион — это такие гиганты, как P&G, Mars, Néstle, Unilever, PepsiCo, Coca Cola, Philip Morris, British American Tobacco, L'Oreal.
Очевидно, что это глобальные игроки, производящие большую, но не бо́льшую часть того, чем мы пользуемся каждый день.
Второй дивизион — Perfetti Van Melle (они делают Chupa Chups), Reckitt Benckiser, SCA (Svenska Cellulosa Aktiebolaget), Pernod Ricard, AB InBev, Danone, Colgate-Palmolive, SPLAT, Heineken, Henkel, Johnson & Johnson, Red Bull, Ferrero, Campina, Diageo, Beiersdorf, Kimberly-Clark, Kellogg’s.
Вряд ли вы слышали о них всех, но именно они делают бо́льшую часть того, чем мы пользуемся каждый день.
ЕСТЬ ЛИ ТАМ ЖИЗНЬ И ПРОЦВЕТАНИЕ?
Развиваться и процветать в FMCG можно ничем ни хуже, чем в консалтинге, но главный вопрос — как, зачем и для чего?
Существует ряд путей, которые позволят попасть в FMCG:
Leadership Development Programs
Наиболее широко распространенный способ — программы подготовки и развития будущих лидеров. Само название предполагает определенный период времени, посвященный вашему развитию и подготовке. Та-дам, этот период занимает от 1 года до 2 лет. В большинстве случаев за это время вы поработаете в ключевых подразделениях компании и приобретете солидную базу управленческих навыков. В случае с табачными компании, а именно с British American Tobacco, первые полгода вы проведёте в одном из регионов выделенного рынка, изучая особенности торгового маркетинга в поле. Но это скорее исключение нежели, чем правило.
В целом, параллельно с этим вы будете получать хорошую заработную плату (около 100 тыс. руб.) и пользоваться всеми корпоративными преимуществами (коих вообще немало).
Что касается отбора, то тут не всё так сладко. Он включает в себя ряд этапов, которые вымотают из вас всю душу.
Обобщённо он выглядит следующим образом:
1. Скриннинг (CV + ML)
2. Нумерические и логические тесты
3. Вводное fit-interview (сейчас почти везде используется — VCV — платформа для видео-интервью)
4. Assessment-center (он состоит из 3 этапов, включающих групповую игру, индивидуальный кейс, а затем еще один кейс с презентацией на флип-чарте).
Как правило, набор на программы открывается в марте-апреле каждого года, но существуют и исключения, требующие подачи за год до начала программы.
Несмотря на распространённость и общую осведомлённость, это одновременно и самый сложный способ попасть в компанию. По нашим данным, на программу развитию лидеров в Mars, начавшуюся в июне 2017 года, поступило около 15 000 заявок, из которых было отобрано около 20 человек.
Податься на конкретную позицию
Пожалуй, наиболее легкий вариант с точки зрения конкуренции в сравнении с программой развития. Откликнувшись на конкретную позицию, уровень конкуренции снижается в разы так же, как и предъявляемые требования. Они несомненно ниже, чем в первом случае.
Отбор будет выглядеть примерно так же, как и на лидерскую программу, но без ассессмент-центра. Может добавиться лишь интервью по компетенциям. Это тот самый тип интервью, где вам задают вопросы, предполагающие конкретный ответ-пример – ситуацию из жизни, где вы проявили то или иное качество и поступили правильным, на ваш взгляд, образом.
Интервью по компетенциями: инструкция по прохождению
Что такое компетенции?
Ассессмент-центр: как выжить?
Кейс-чемпионаты
Еще один вариант попасть в FMCG-компанию. Что о них можно рассказать? Вы и так наверняка получаете рассылку Changellenge, которая обо всем расскажет за нас.
PROS & CONS
Итак, как попасть в компании стало несколько понятнее, но в чем же преимущества и недостатки работы на этом рубеже, который хоть и недалеко, но за пределами Тройки и Четверки?
Преимущества:
- Сильнейшая корпоративная школа и золотой стандарт
Работа в FMCG позволяет приобрести очень сильные управленческие навыки наряду с навыками выживания в корпоративной среде, а также научиться работать в соответствии с мировыми стандартами функционирования бизнеса.
- Международная мобильность
Одно из преимуществ индустрии — это возможность перемещаться между глобальными офисами компании без особых затруднений, достигнув менеджерских позиций.
- Быстрое продвижение по корпоративной лестнице
При должных усилиях, рост достаточно стремительный. Исходя из опыта, путь до директорской позиции занимает 10-12 лет.
- Конвертируемость опыта и мобильность на рынке
Опыт работы в FMCG позволяет достаточно просто перемещаться не только на этом рынке, но и за его пределами. Да, вы можете стать желанным гостем в консалтинге с реальным опытом работы.
- Корпоративная культура
В этих компаниях культура — это не пустой звук. В неё вкладываются. Вкладываются очень серьёзно. Именно поэтому единожды вписавшись в неё, работать будет очень здорово.
Недостатки:
- Заработная плата
Да, она высокая на старте, но не настолько высокая, как в консалтинге, которому нет равных.
- Бюрократия
Гигантские машины не могут выжить без установленных процедур. В случае с FMCG, этих процедур очень много, и они очень сложные. Можно и подустать.
- Политические игры
Несмотря на манящий оттенок макиавеллизма, политиканство внутри компании – это медленная смерть не только компании, но и отток талантов из нее. К сожалению, FMCG не является исключением, и в этих компаниях политиканство тоже присутствует. Конечно, на начальном уровне это не имеет никакого значения, но с движением вверх его значение будет усиливаться.
- Винтик, одна из сошек
Компании по-настоящему гигантские и без всякого удивления вы будете одним из винтиков огромного механизма с максимально четким и очерченным списком обязанностей, который будет меняться и расширяться только с повышением. Для кого-то это плюс, для кого-то минус. В любом случае, это вносит определенности в жизнь.
ЧТО В ИТОГЕ?
Как мы видим FMCG-компании — достойное место для начала собственной карьеры, позволяющее приобрести ряд преимуществ, ценность которых будет расти вместе с вами. Безусловно, как и в любых других глобальных компаниях, существует очень высокий конкурс за свободное место.
Ах да, особое внимание следует обратить на компании так называемого второго дивизиона. Очевидно, что при тех же преимуществах и выгодах, что и в первом, конкуренция на начальном этапе значительно ниже из-за неизвестности широкому кругу карьеристов.
***
На второй день раздался звонок. Мать моментально бросилась к телефону так же, как Усэйэн Болт — к финишу на Олимпиаде. Разговор был коротким, но очень эмоциональным.
Во всяком случае ей было сложно разобрать некоторые слова, доносившиеся из динамика, из-за волнения, смешавшегося с чувством невообразимой радости. Сынок был жив! Более того, он звучал очень бодро, рассказывая что-то о гигантах FMCG, которых он встретил, едва выйдя за пределы консалтинга.
Надежда на возвращение угасла вместе с фразой сына, что он продолжит своё путешествие к следующим рубежам, и что он встретил кого-то, кто может провести его в горы тяжелой промышленности.