Гендерные стереотипы: мужчины

Движение феминизма находится в центре общественного внимания, но в погоне за освобождением женщин мы забываем, что гендерное неравенство негативно сказывается также и на мужчинах, которые порой вынуждены играть роль, продиктованную им обществом. Собрали мысли иностранцев, по каким-либо причинам переехавших в Россию. Итак, как же вопрос равенства полов влияет на мужчин и что с этим можно сделать?



Несмотря на то, что было опрошено семь незнакомых друг с другом ребят из разных стран,  их ответы часто перекликались между собой. Принявших участие в интервью можно разделить на две условные группы. Те, кто утверждал, что на их родине гендерные стереотипы почти/полностью отсутствуют (сюда входят Германия, Греция, Италия и Англия), и те, в чьих странах жизнь всё еще подвержена их влиянию (Армения, Америка, Таджикистан). Стереотипов было перечислено множество:


«Мужчина должен разговаривать и вести себя по-мужски. Мужчина не должен делать "женские дела" дома в то время, как жена работает. Общество думает, что мужчины  обычно гораздо умнее женщин. Также считается, что измена со стороны женщины гораздо хуже измены со стороны мужчины»  (Ованнес, Армения)

 

«Мужчины должны быть сильными морально и физически, никого и ничего не бояться. Им  нельзя становиться “домохозяйкой”. Ещё мужчины всегда должны говорить  женщине, как  поступить» (Сухроб, Таджикистан)

 

«Физическая сила, бдительность, уверенность в себе и харизма обычно относятся к характерным чертам мужчины. Также у них должны быть определённые моральные стандарты, берущие свое начало в христианстве и соответствующие американским  принципам свободы и прав. Но это не единственные существующие стереотипы: в крайней левой идеологии феминизм представляет мужчин лживыми деспотичными насильниками и поборниками патриархата» (Кеннон, Америка)

 

 

В европейских же странах всё более оптимистично, даже несмотря на некоторые исключения :

«Ну, они должны выглядеть сильными в глазах других людей. Крутыми. Например, прическа, одежда – всё это важно. Даже больше, чем для девочек. Хотя это скорее всего влияние моды, а не гендерных различий» (Люсия, Италия)


«В каждой семье существуют разные понятия о воспитании. Т.е., если и есть гендерные стереотипы – это просто частные случаи, не более»  (Христофор, Греция)



Примечательна ситуация с некоторыми правилами этикета, особенно в сравнении с российскими реалиями. Речь не только о том, кто за кого должен платить на свидании, но и о таких очевидных вопросах, как «уступить ли место в общественном транспорте?» или «придержать ли дверь?»:


«В Германии,  если парень с девушкой идут куда-то поесть, то платят или пополам, или каждый сам за себя. У вас же такого нет, если ты джентльмен, то должен заплатить за спутницу» (Валерий, Германия)

«Насчёт того, что парень платит за девушку. Я бы сказал, там всё с этим довольно специфично. Т.е. это скорее оскорбит даму, чем польстит ей» (Христофор, Греция)


«В России многие парни – джентльмены, они действительно заботятся и уважают девушку: всегда открывают дверь перед тобой, дарят цветы. С одной стороны, это приятно, а с другой, подчеркивает гендерные различия и неравенство.  В Италии всё не так. Тебе никогда не уступят место в автобусе только потому, что ты женщина. И я до сих пор не понимаю, русские делают это всё, потому что действительно хотят или потому что должны?» (Люсия, Италия)



Где берут своё начало представления о неравенстве мужчин и женщин? Почему есть ощутимая разница в сознании людей разных стран? Ребята высказали свои мысли, и они оказались практически идентичны. Причина всегда кроется в воспитании – понятия о гендерных различиях закладываются ещё в детском возрасте:


«Для сравнения: в детском саду в Греции воспитатели пытались максимально сплотить как девочек, так и мальчиков, тогда как здесь воспитатели либо вообще не занимаются детьми, либо делят большой зал на часть с игрушками для девочек и часть с игрушками для мальчиков. А интеграция одного индивидуума в противоположную изначально заданной группе вызывала улыбку или насмешку» (Христофор, Греция)


«Заметна разница в воспитании. Недавно наблюдал картину: младшеклассник заступился за свою подругу, учительница остановила его словами: “Не надо, ей не нужна помощь, девушка сама может за себя постоять”. Понятное дело, в России подход диаметрально противоположный» (Валерий, Германия)



Культурные различия видны, когда рассуждаешь о гендерных праздниках. Например, в Греции вообще нет таких праздников, а в других европейских странах они не играют большой роли. Отношение к таким датам у всех положительное или нейтральное, их мнение можно обобщить так:

 

«Несмотря на то, что такие праздники могут подразумевать гендерные различия, они относятся к культуре и социальной структуре страны. Я в большой мере сторонник таких праздников» (Илья, Англия)

 

Высказывая своё отношение к празднику 23 февраля, ребята разошлись во мнениях. Различается даже его понимание. Некоторые не считают его гендерным и не имеют ничего против, ведь официально в России он называется «День Защитника Отечества» и проводится в честь ветеранов и военнослужащих. Есть и другие точки зрения:

 

«Ну, это хороший праздник, но иногда русские перебарщивают со всей этой военной тематикой… Я волонтёр в детском саду, и здесь очень много игрушек такого рода: танки, солдатики. Из-за этого дети просто не понимают, что война далеко не единственный способ разрешить спор» (Люсия, Италия)

 

«Я понимаю, что этот праздник по большей части считается днём всех мужчин, чем днём непосредственно защитников Отечества. Но несмотря на это, я отношусь к нему положительно, ведь он мотивирует мужчин быть сильными и честными, поддерживает  мужественность, от которой общество, к сожалению, отошло за последние 50 лет» (Кеннон, Америка)

 

Все мы живём в одно время в одном мире, но всё равно видим разительные различия в культуре и сознании людей. В то время, как в западных странах «Равенство полов принимается как данность», на Востоке людям предстоит еще долгий путь:

 

«Можно сказать, что идею равенства полов в Армении, за исключением столицы, наверное, люди примут не скоро» (Ованнес, Армения)

 

«Отношение к равенству полов у общества моей родины – резко негативное. Но времена меняются. Поколение Z хочет равенства полов, как парни, так и девушки»  (Сухроб, Таджикистан)

 

Но как запустить этот процесс? Для того, чтобы в стране начались изменения, необходимо предпринять определённые действия, провести реформы. По мнению многих, начать следует с  образования и воспитания:

 

«В России хотелось бы изменить социологическое базовое образование, чтобы больше людей понимало важность уважения и равенства между полами» (Илья, Англия)

 

«Это жёсткий традиционализм. Да, его нужно искоренять, потому как он скорее вредный, чем полезный. Именно вгрызание в какие-то эфемерные общественные установки продлевает жизнь здешним стереотипам. Возможно, это происходит из-за  превалирующей роли воспитания (в основном общественного) над образованием» (Христофор, Греция)

 

 

Прошлое имеет дурную привычку до последнего не отпускать человечество, не позволяя ему освободиться от всех предрассудков и несправедливости. Многих мужчин презирают за то, что они до сих пор вынуждены следовать общим для их культуры традициям, выполнять обычаи, которые на другой части планеты могут считаться атавизмом. Но целые века определённого общественного уклада, сформировавшийся менталитет,  разница в историческом развитии – это всё вещи, на которые нельзя закрыть глаза и которые не преодолеть за пару лет.


Софья Беланова

Читать еще