Лучшие визуальные эффекты

Уже 4 марта разрешится судьба номинантов на одну из самых престижных кинопремий. Номинация за «лучшие визуальные эффекты» в том виде, в каком она есть сейчас, присуждается с 1978 года. До этого были премии за «лучшие специальные эффекты» (с 1939 года), затем в 1963 она была разделена на «лучшие специальные визуальные эффекты» и «лучшие звуковые эффекты», а потом и вовсе отменена. С развитием технологий стало невозможно игнорировать качество и развитие визуальной части фильмов. Сегодня мы рассмотрим номинантов на Оскар-2018 и сделаем свои предположения о том, кто же выйдет из этой битвы победителем.  


1. «Бегущий по лезвию 2049»


Продолжение знаменитого фильма Ридли Скотта вышло спустя 35 лет и поразило зрителей и критиков своей яркой картинкой и технологичностью. Почти 2000 кадров, обработанных с помощью компьютерной анимации, в общей сложности, занимают 105 из 163 минут хронометража.

Над визуальными эффектами работала студия Rodeo FX. Они не впервые работают с фильмами Дени Вильнёва. Сотрудничество с режиссёром началось с картин «Пожары», «Враг» и «Прибытие». Студия показала наглядно свою работу над фильмом в ролике:


  

Кроме Rodeo FX за дело взялась студия UPP, которая также сделала видео о своей графической работе в фильме.




Однако венцом визуальной части стали не прекрасные планы с Райаном Гослингом, не хромакеи, переделанные в завораживающие дух пейзажи, а модель Рэйчел из оригинального фильма, которая появляется в самом конце. Для создания её персонажа Джон Нельсон, обладатель премии «Оскар» и супервайзер визуальных эффектов, создал CGI модель Шон Янг. Раньше в кино появлялись подобные техники «восстановления» персонажа, однако ни одна не была настолько идеальной. «Я посмотрел на все другие попытки цифрового создания человеческой модели и увидел практически все их недостатки. При создании своих графических эффектов мы пытались опираться на всё, что было сделано до нас», – отметил Нельсон в своём интервью для «Business Insider». На создание модели Рэйчел ему понадобился год кропотливой работы и исследований, вплоть до погружения в моду на макияж того времени. Процесс держался в строжайшем секрете, над ними работала лишь маленькая часть команды, а кодовое название было «съёмки с Ритой». Шон Янг также принимала участие: она консультировала группу, давала советы по поведению её героини.



2.  «Стражи галактики. Часть 2»

Все последние фильмы Marvel Studios привлекают своей технической оснащённостью. Смотреть их в IMAX 3D сплошное удовольствие, даже не жалко потратить деньги на недешёвые билеты. Неудивительно, что среди номинантов на Оскар оказалась вторая часть нашумевших «Стражей Галактики».

Над визуальными эффектами, помимо кадров Marvel Studios, работала также студия Framestore. Они уже сотрудничали с Джеймсом Ганном при создании первой части: кроме прочего, создавали анимации Грута и Ракеты. В новом фильме они улучшили анимацию шерсти Ракеты, а Грута и вовсе пришлось переделывать. Перед ними стояла сложная задача: сделать его маленьким и милым, но непохожим на человеческого ребенка. Кроме того, проблемой для студии стала анимация эмоций малыша. Ведь у взрослого Грута были участки коры, которые показывали его состояние, а вот у малыша кора молодая и ровная. С этим студия справилась на «отлично».

Кроме того, они разработали две крупные сцены: начальная с борьбой с Абилиском и сцена погони на космических кораблях. Для создания превиза (техника моделирования сцены или события до того, как они реально произойдут и будут сняты) была привлечена студия Third Floor.



  

3. «Конг: Остров черепа»


К сожалению, работа Джордана Вот-Робертса была низко оценена киноакадемией, а потому у неё всего одна номинация. Тем не менее, она заслуживает внимание хотя бы за самого Конга.

Визуальной составляющей занимались ILM и Hybride. Последняя была причастна к таким анимационным шедеврам, как «Аватар» и «Голодные игры». Студии часто работают вместе, поэтому сотрудничество вышло легким. Супервайзер Hybride Филипп Терокс в интервью для портала Render.ru отметил: «У нас с ними давние отношения, мы каждый день обмениваемся ассетами, как если бы мы были одной студией и они работали в соседней комнате. Наши продюсеры, VFX супервайзеры, координаторы – все на связи друг с другом. Так что, по сути, мы работаем как один поставщик услуг, а не как две разные компании».  

ILM занимались полностью разработкой и анимацией Конга. На это потребовалось более полутора лет, восемь месяцев из которых ушло на создание образа тридцатиметрового героя. Был использован способ покадровой анимации, поскольку захват движения показался студии более сложным при таких размерах персонажа. Hybride делали деревню аборигенов, стену вокруг неё и обломки корабля Wanderer, многие кадры с судном Athena, северное сияние и сцену с гигантским деревянным существом. Последняя вышла особенно сложной, и студиям пришлось активно посотрудничать, чтобы справиться со сложными деревянными текстурами и механикой мха и грязи.






4. «Звёздные войны: Последние джедаи»


В новой части знаменитой фэнтези зрителей особенно поразило разнообразие и уникальность животного мира планет. Созданием моделей и
анимацией занималась студия ILM. Им предстояло разработать миленьких поргов, вульптексов и фатиров.

Джонсон разработал концепт поргов, изучая остров в Ирландии для предстоящих съёмок. Он увидел местных морских птиц – тупиков, образом которых очень впечатлился и захотел перенести его на вселенную своего фильма. «Я работал с командой Нила Скэнлана по созданию существ, и они придумали дизайн зверька с мордой мопса и куриными ножками», – отметил режиссёр.

Вульптексы – кристальные лисы с минеральной планеты Крэйт. Джонсон хотел сделать шерсть животных, похожую на люстру, чтобы она звучала, как колокольчик, когда они движутся. «К задаче мы подошли практически, отсняв дрессированную собаку с приклеенными питьевыми соломинками и изучив её движения», — рассказывает Скэнлан. Также для моделирования движений вульптексов была создана аниматронная модель:




Фатиры – ездовые животные, похожие на гибрид лошади и большой кошки, которые живут на планете-казино Канто Байт. Для их создания были использованы как большие куклы, так и анимационные модели для более детальных планов. Также испытанием для студии стало создание Верховного лидера Сноука. Его предыдущее воплощение не удовлетворяло Джонсона, поэтому пришлось его значительно переделывать. Кроме прочего, старая версия плохо ложилась на CGI модель: Сноук был похож на немощного старика, что не вязалось с его суровым образом. В итоге, в ILM его сделали выше, шире, ему выпрямили спину и переделали лицо.


5.  «Планета Обезьян: Война»


Визуальные эффекты третьей части франшизы об эволюционировавших обезьянах были разработаны студией Weta, впрочем, как и первые две. Все три части получили номинацию за лучшие визуальные эффекты, но в 2017 году технологии достигли небывалого уровня: количество обезьян-героев увеличилось, они эволюционировали и научились говорить, что потребовало дополнительной работы над анимацией лица. Кроме того, в фильме впервые были применены:

• программное обеспечение симуляции растущего леса Totara. Этот инструмент симуляции нового поколения очень тонко воспроизводит процесс природного роста, позволяя деревьям приспосабливаться к окружающей их растительной жизни и даже меняет их цвет и форму в процессе старения
• усовершенствованная система передачи меха. Технология передачи меха,
использованная в фильме «Планета обезьян: Война», превосходит все ранее
использовавшиеся системы, демонстрируя новый уровень сложности показа
поведения меха и его взаимодействия с внешним миром. Особой сложностью для студии стала сцена взаимодействия обезьяны и человека (Нова и Морис), где необходимо было очень реалистично показать соприкосновение текстур: волос и шерсти, одежды и меха на животе.
• Впервые захват движения актёров с последующим применением CGI моделей был осуществлён вне павильона. Съёмки проходили в лесу при неблагоприятных погодных условиях. Из-за этого команде пришлось потратить уйму дополнительного времени, чтобы заснять все детали кадра, вплоть до камушка на заднем плане.





Итоги

Среди претендентов на престижную награду особенно выделяются два фильма: «Бегущий по лезвию 2049» и «Планета обезьян: Война». В обоих случаях была проделана уникальная работа, разработаны и использованы новые технологии реализации визуальных эффектов. Тем не менее, мы всё же выделяем третью часть «Планеты обезьян». Первые две части уже были номинированы на «Оскар», а в этот раз было использовано очень много уникальных технологий, кроме того, команда дизайнеров работала с огромным количеством CGI моделей, каждая из которых снималась вживую с захватом действий и мимики актёров. В этот раз особенно важно было показать эмоции и лица обезьян, что значительно добавило проблем и актёрам, и дизайнерам. Несмотря на все трудности, команда справилась со своей задачей отлично и, на наш взгляд, достойна награды.


Дарья Фардзинова

Читать еще