Бизнес вышкинцев. Part 1

Ирина Радченко, 20 лет

3 курс ОП «Реклама и связи с общественностью»


Геннадий

Бизнес-партнёр


Клуб виртуальной реальности «Void»


– Ирина, почему ты поступила именно на эту образовательную программу? Кажется, что бизнес – это математика, статистика, логика. Почему реклама?  

– Честно, я не знаю, как я выбирала и чем при этом руководствовалась. В школе у меня никогда не было проблем с математикой, да и профильный экзамен я сдала достойно. Однако школьные учителя отбили у меня желание получать высшее математическое образование. Поэтому, имея математический склад ума, я искала факультет, предполагающий больше креатива и разнообразия, и остановилась на рекламе.  Выбирала между Англией и Вышкой и в последний момент отказалась от заграницы и осталась в Москве.


– Что представляет собой ваш клуб виртуальной реальности?

– Помнишь компьютерные клубы начала 2000-х годов? Это нечто похожее, но только в новом формате. Приходя к нам, люди платят за игровое время, надевают специальный шлем и погружаются в игру, минуя барьер – компьютерный экран.


– Как начался ваш путь в бизнес?

– Однажды Гена со своими друзьями сходил в похожее место. Их тогда ещё в Москве было совсем мало, они не были столь популярны. Можно с уверенностью сказать, что даже сейчас они известны немногим. Находясь под впечатлением, он пришёл домой, позвонил мне и предложил вместе открыть что-то подобное. Собственно говоря, с этого все и началось!


– С какими трудностями вы уже столкнулись? Что было самым сложным на старте?

– Проще сказать, с какими не столкнулись. Мы довольно легко решили проблему привлечения инвестиций. Хотя очень часто именно об это спотыкаются те, кто хочет заняться бизнесом. Сработала теория шести рукопожатий, которую сейчас сокращают до трёх. Мы открыли телефонную базу и просто начали всех обзванивать, спрашивая, есть ли у человека инвестиции, а если нет, то у кого они могут быть. Соответственно, с этим мы справились достаточно быстро. Всё остальное было сложно. Подбор помещения, выстраивание отношений с арендодателем, партнёрами и поставщиками. Но, пожалуй, самым трудным, как ни странно, оказалось привлечение клиентов в нишу, с которой абсолютно никто не знаком. Мы наивно полагали, что самое главное – это открыться, а клиенты придут сами. На самом деле, открыться – это самое лёгкое, а вот аудиторию нужно долго и упорно нарабатывать. Мы же начали без какой-то определённой стратегии, и каждый день эта непроработанная стратегия стоила нам большое количество денег. Трудности есть трудности, они везде и повсюду. Начиная от привлечения клиентов и непроработанной стратегии и заканчивая сломанной дверной ручкой.






– Как вы распределяете обязанности?

– Мы много спорили на эту тему и не раз. Я всегда настаивал на том, чтобы мы разделили обязанности среди нас двоих, и каждый занимался бы чем-то конкретным. Напротив, Ира всегда настаивала на том, что всё нужно делать вместе: каждый из нас со своим взглядом на каждую конкретную ситуацию. Я считал это неразумным, но практика показала, что в этом случае Ира оказалась права. Действительно, два мнения на одну и ту же проблему рождают верное решение.


– Каковы ваши бизнес–планы на будущее?

– Мы очень хотим расширяться, но не спешим с этим. Мы ведём себя осторожно, делаем всё очень медленно, потому что работаем не на количество, а на качество. Сейчас у нас всё здорово, но мы не до конца понимаем, почему так происходит. Я думаю, что как только мы поймем рычаги управления потоком клиентов, мы сразу начнем расширяться. У нас есть много конкурентов, которые открываются на скорую руку и тут же начинают разговор о франшизах. Так быстро расширяется только шлак.  


– Следите ли вы за деятельностью Аяза Шабутдинова, Дмитрия Портнягина или других молодых людей, добившихся внушительных успехов в сфере бизнеса?

– Я сам начинал с ребят, которые называются «Бизнес с Китаем», с того же Аяза. Я участвовал в его проекте «Армия». Он позволяет каждому участнику сконцентрироваться на собственной цели в бизнес-индустрии, отсечь всё лишнее и организовать себя и своё время. Помню, эти идеи полностью поглотили меня! Тогда я ещё работал хореографом. Помню, это было накануне Нового года, если я не ошибаюсь, 27 декабря. Я выбирал между новыми кроссовками, о которых я в то время мечтал, и первой ступенью «Армии». Выбрав последнее, в первое время я находился под большим впечатлением, заразился идеей дисциплины, жёсткого тайминга, просчитывал каждую секунду своего времени. Но очень скоро я понял, что эти ребята «высасывают из пальца» одну и ту же информацию: «пойми, что ты хочешь», «визуализируй» и. т. д. Я будто вернулся в 2007 год и пересмотрел «Секрет». В то же время я пошёл на бизнес-концентрат. Там здорово работают с мозгами, в хорошем смысле этого слова. Но со временем эта вера в «успешный успех», о котором они говорят, пропадает. У них довольно крутая тактика. Они говорят то, что есть в открытом доступе в интернете, внушают тебе, что у тебя всё получится, ты покупаешь у них курс за курсом. Когда у тебя что-то не получается, они говорят тебе, что ты расслабился, поставил себе неверные цели, не добился и не пробился, потому что ты ленивый и не просыпаешься каждое утро в семь, как прописано в «Армии» и. т. д.  С каждым днём весь этот инфа-бизнес набирает популярность. Но если раньше выделяли Шабутдинова и Портнягина, как успешных предпринимателей, которые говорят что-то дельное, то сейчас можно увидеть сотни постов в социальных сетях что-то наподобие этого: «Я родился в мусорке, а теперь я на 192-ом этаже Москвы-Сити».


Насколько я знаю, вы оба являетесь членами Бизнес-инкубатора ВШЭ. Помогает ли вам это в развитии вашего проекта?  

– Безусловно! Бизнес-инкубатор ВШЭ – это нечто противоположное тому, о чём шла речь до этого. В отличие от тех же Аяза Шабутдинова и Димы Портнягина, они в разы честнее и действительно хорошо вправляют мозги без всяких «добейся» и «пробейся». Как поливают цветок, для того чтобы он рос, так и они работают со стартапами, чтобы они дали плоды. Мы в любой момент можем обратиться к специалистам, которые там работают. Они пытаются полностью войти в курс дела, помогают нам высчитывать экономику нашего проекта и все в таком роде. У нас есть четыре основных ментора, к которым мы можем обращаться. Кроме того, раз в две недели к нам приходят приглашённые эксперты. С ними мы тоже можем пообщаться, задать любые интересующие нас вопросы, попросить какие-то полезные контакты.  


– Каким чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать каждый, кто хочет стать успешным предпринимателем? Что следует сделать в первую очередь?

–  Для начала нужно определиться с идеей, понять, в каком направлении двигаться. Важно, чтобы тебе самому было это занятие по душе. Нельзя начинать бизнес ради бизнеса. Когда-то я совершил подобную ошибку. Я начал заниматься «товаркой» (товарный бизнес), снимал небольшое помещение и получал небольшие деньги, но это не доставляло мне удовольствия, а потому было бесполезным занятием. Каждый, кто хочет всерьёз заняться бизнесом, должен иметь в своей голове какую-то стратегию. Попробуй ответить на эти вопросы: «Ты это делаешь, чтобы что? Какая твоя точка «Б»? Какие шаги навстречу к ней ты должен сделать?».  Если не знаешь, лучше бизнесом не заниматься. Наконец, необходимо вникать во всё самому, а не бездумно доверять специалистам. Что касается черт характера, то, пожалуй, самое главное – это упорство. Представь, что ты записался на бокс. Но ты не боксируешь, а заменяешь в зале боксёрскую грушу. Ты повисишь, окрепнешь и через какое-то время перестанешь чувствовать боль. Вроде тебя бьют, а тебе не больно!



Ангелина Ларина

Читать еще