Старый орешек

I don't know who you are. I don't know what you want... If you let my daughter go now, that will be the end of it — I will not look for you, I will not pursue you... but if you don't, I will look for you, I will find you... and I will kill you.

Заложница, реж. Пьер Морель


В образцовую американскую семью пришла беда: неудачная попытка ограбления дома закончилась смертью супруги, дочка попала в больницу в тяжёлом состоянии. Полиция бессильна, поиск преступников занимает слишком много времени. Глава семейства, будучи на склоне своих лет, решил взяться за оружие в образе анонимного мстителя и отыскать негодяев. На этот раз из широкого круга престарелых героев боевиков выбор пал на Брюса Уиллиса. Именно ему в образе обычного хирурга Пола Кёрси придётся делать вид, что он никогда раньше пушку не держал, и проходить путь от дохляка до беспощадного убийцы.


Немудрено, что сюжет для подобной жанровой картины очень прост и достаточно предсказуем. Оправдать появление очередной ленты об одиночке-мстителе можно лишь не снижающейся популярностью такого рода продукции. В конце концов, и «Заложница», и «Джон Уик» кассу собирали, а наличие в фильме известнейшего актёра, наподобие «Крепкого орешка», гарантирует повышенный зрительский интерес. Но что может «Жажда смерти» предложить, кроме мало-мальски звёздного ансамбля? Честно говоря, не так уж и много: основная идея фильма сводится к шаблонным рассуждениям о том, имеет ли обычный гражданин право вершить правосудие? Кто он в таком случае — герой или самоуправщик? Нужно отметить, что после плеяды фильмов о супергероях, и в особенности «Тёмного рыцаря», рассуждения такого рода надо вести на каком-то принципиально другом уровне, не ограничиваясь общими словами. В противном случае морализаторская сторона фильма обретает характер фарса и полностью дискредитируется. Зритель остаётся один на один с типичным боевиком, к тому же достаточно скучным. В «Жажде смерти» вообще экшена сравнительно мало, создатели решили уделить больше экранного времени развитию характера главного героя, а кровопролитие увести на второй план.



Строго говоря, само появление Брюса Уиллиса в этой роли является спойлером: сразу понятно, что тот с минуты на минуту схватит пистолет и выпустит обойму-другую в бандитов. Сюжетных поворотов, как и глубокомысленных рассуждений, в ленте тоже нет, но при этом присутствуют достаточно странные сюжетные дыры. Поэтому если уж Уиллис принял решение сняться в этом фильме, то отнюдь не ради сценария. Актёр основательно подошёл к роли, выжимая максимум из щедро предоставленных ему эмоциональных сцен. Выглядит это далеко не безупречно, номинацию за эту роль Брюс не получит, но всё-таки в этом есть изюминка. Пол Кёрси — это не машина для убийств, а отчаявшийся вдовец, которому нечего терять и не на кого положиться. И это наделяет персонажа дополнительными оттенками, оправдывает его существование вообще. Чего нельзя сказать о некоторых других героях. В особенности это касается роли непутёвого брата Кёрси в исполнении Винсента Д’Онофрио: зачем этот человек нужен в фильме, совершенно непонятно.


Несмотря на кучу недостатков картины, её создателей стоит поблагодарить за то, что они сделали качественный ремейк одноимённой ленты сорокачетырёхлетней давности. Да, «Жажда смерти» 1974 года, в которой играл кумир своего времени Чарльз Бронсон, была переработана под современные реалии. Не то чтобы об этом кто-нибудь просил или такая картина сегодня была бы востребована, но с задачей создатели справились отлично. Если оригинал был остросоциальным фильмом с минимумом юмора, показывающим страх граждан перед растущей преступностью и снижение доверия органам власти, то ремейк взял курс на большую зрелищность. В отсутствии социального заказа акцент был сделан на развлекательной составляющей «Жажды смерти», благодаря чему она даёт фору своему предшественнику. При этом один из лейтмотивов оригинала — как хорошо иметь «огнестрел» в свободном обороте — претерпел характерные для своего времени изменения, и практика бесконтрольной реализации стрелкового оружия гражданским не представляется чем-то бесспорным.


Если и есть, за что хвалить «Жажду смерти», то за то, что это хорошее осовременивание оригинального сюжета. Однако работа с таким залежалым товаром накладывает отпечаток: даже будучи переработанной, история всё равно смотрится устаревшей, неоригинальной и вторичной. Фильму как боевику вредят неуклюжие попытки авторов поднять серьёзные вопросы, а созидательной стороне ленты мешает периодическая кровавая баня. Если уж идти на «Жажду смерти», то только ради Брюса Уиллиса.


Михаил Никулин

Читать еще