Гайд по общению с научным руководителем

17 марта, 2020
Содержимое

Правильно выстроенная работа с научным руководителем — зачастую ключ к успешной сдаче курсовой. О том, как, несмотря на различный стиль коммуникации преподавателей Вышки, грамотно обращаться за помощью в написании курсовой работы или диплома читайте в новом материале HSE Press.

Источник: МУК-сервис

Каждый студент когда-то должен написать курсовую работу, и если самому процессу работы над курсовой посвящено бесчисленное множество как официальных, так и самодельных пособий, гайдов и методик. Однако взаимодействие с научным руководителем, направляющим студента в его исследовании, описывается гораздо реже. Наша статья призвана решить эту проблему и рассказать о ключевых моментах, связанных с научниками.

Что делает научник?

Зачем вообще нужен научный руководитель и в чем состоят его основные обязанности? Согласно вышкинским правилам научный руководитель обязан: 

  • Консультировать студента;
  • Помогать с выбором методики исследования;
  • Давать рекомендации по ходу и содержанию курсовой работы;
  • Оценить, насколько качественно выполнена курсовая работа и составить на неё отзыв;
  • Если студент просрочил дедлайн, уведомить учебный офис об этом.

Существенной функцией научного руководителя является также помощь в подборе литературы для курсовой.

Источник: psyhologies

Когда стоит задуматься о выборе научного руководителя и темы?

Это зависит, прежде всего, от двух факторов:

Во-первых, важно представлять себе количество студентов на своем факультете: на отдельных направлениях количество студентов значительно больше, чем количество научных руководителей, и о выборе темы и, соответственно, научника приходится задумываться ещё в середине лета. Если же на вашей ОП не так, следует решить, есть ли у вас конкретные предпочтения по научному руководителю, не сводящиеся к его научным интересам. 

Во-вторых, выясните, является ли ваш предполагаемый руководитель популярным у студентов, и уже в зависимости от этого ставьте себе дедлайн по связи с ним. Популярных научников обычно «расхватывают» уже к концу сентября. Не пользующиеся столь высоким спросом научники вполне могут дать согласие даже за неделю до установленного на вашей образовательной программе дедлайна. В любом случае, не стоит тянуть с этим вопросом дольше второй половины октября, потому что  потом всевозможные непредвиденные обстоятельства и спешка могут помешать взять желаемую тему и научного руководителя, что негативно скажется на работе над курсовой. 

Источник: Freepik

Как выбрать научника?

Как вы помните, одним из критериев выбора научного руководителя может быть комфорт в отношении уже знакомого преподавателя. Если подобной кандидатуры на примете не имеется, необходимо отталкиваться от научных интересов преподавателей, которые должны быть близки к теме вашей курсовой. Научные интересы каждого исследователя Вышки содержатся на их страничках на официальном сайте университета hse.ru. Также там имеется список публикаций сотрудника, по которому можно ещё точнее составить впечатление о его профильных темах. Наконец, важным источником знаний о потенциальном научном руководителе является «сарафанное радио» — с этим могут помочь кураторы и другие старшекурсники, которых всегда можно попросить дать фидбек о работе с преподавателем. 

Иногда найти человека, писавшего работу с нужным сотрудником вышки ещё упрощается — если на электронной почте вашей группы сохраняются письма с прошлогодними списками курсовых работ, где напротив ФИО студентов указаны темы их работ и ФИО их руководителей. При сборе и изучении отзывов следует акцентировать своё внимание на таких вопросах, как строгость научного руководителя: насколько часто и категорично ставит дедлайны, спрашивает о прогрессе в работе студента, насколько полезны его рекомендации по литературе,  комфортно ли с ним общаться. Проанализировав отзывы и определившись, какой научный руководитель в наибольшей мере отвечает вашим интересам, переходим к финальному аккорду — договариваться с ним о руководстве.

Источник: pixabay

Как написать и в дальнейшем контактировать с научником?

Естественно, если преподаватель, в котором вы заинтересованы, ведёт у вас занятия, то логично подойти к нему лично. В остальных случаях проще начать разговор с письма на контактную почту, указанную на сайте, либо, если вам достоверно известно, что преподаватель спокойно воспринимает подобное, — в одной из указанных на сайте соцсетей. Идеальное письмо с предложением о научном руководстве должно: 

  • Быть вежливым;
  • Содержать примерную формулировку темы;
  • Краткий набросок того, что именно вы планируете изучать в рамках этой работы;
  • Краткое объяснение, почему вы обратились именно к этому преподавателю;
  • Вопрос о том, интересно ли вашему потенциальному руководителю работать с вами по данной теме. На данном этапе ещё нет смысла предлагать место и время первой встречи, потому что руководитель может отказать вам. 

Если вы получили отказ, переходим к следующему варианту. Лучше сразу иметь 2-3 подобных варианта. Возможна и ситуация, когда преподаватель сообщает вам о том, что поместил вас в «лист ожидания» и примет решение несколько позже. Такое обычно бывает из-за загруженности. В таком случае стоит почаще — но в разумных пределах — напоминать о себе, а также параллельно искать другие варианты и рассылать письма другим преподавателям, чтобы не оказаться без выбора в последний момент. 

Наконец, если научрук согласен с вами работать, нужно договориться о встрече в удобное всем время. Ко времени встречи проработайте детальнее свои наброски и постарайтесь сформулировать проблему, исследовательский вопрос, цели и задачи исследования, чтобы первое обсуждение с научным руководителем прошло продуктивнее. В дальнейшем способы контактирования в целом не меняются: незначительные консультации осуществляются по почте или в социальных сетях, а важные моменты обсуждаются лично. 

Какими могут быть дедлайны?

На ряде образовательных программ есть строгие дедлайны этапов подготовки курсовой: например, сдачи введения и обзора литературы. Однако в большинстве случаев дедлайны, необязательны и устанавливаются для студента самим научным руководителем. Он может как регулярно подгонять студента, устанавливая ему жёсткие дедлайны, так и находиться в пассивном режиме до весны, почти не интересуясь ходом работы. Хотя «подгоняющий» научрук может быть полезнее для человека, пишущего курсовую впервые, таких среди преподавателей мало, и ориентироваться на этот критерий не стоит. 

Конечно, существует множество видов курсовых работ, и в рамках некоторых взаимодействие с научным руководителем может выглядеть по-другому. Тем не менее, представленный в нашем материале усреднённый взгляд на общение с научником будет полезен любому студенту. 


Автор: Михаил Поделякин
Редактор: Ольга Блинова