«Нейрочай»: нелюбовь к кофе и простая наука

11 декабря, 2023
Содержимое
«Республика ученых» — проект поддержки и академического развития студентов и молодых ученых НИУ ВШЭ. «Республика» создает «дружелюбное пространство коммуникаций», а также информационно и финансово поддерживает своих участников. Некоторые из них пользуются трэвел-грантами и уезжают за границу, другие — создают свои проекты в рамках конкурса научных блогеров «SciCasting».

Именно этот путь выбрали Виктория Земляк и Владимир Михеев — авторы научно-популярного подкаста «Нейрочай». Мы обсудили с ребятами их гостей, запись подкаста на удаленке и отравленный чай Навального.

— Сколько времени занимает работа над одним выпуском?

Вова: Довольно много. Самая долгая часть работы — подготовка к записи. Нужно придумать вопросы, провести саму запись. Затем монтажер должен все склеить, добавить звуковое сопровождение, после с десяток раз нужно прослушать итоговый вариант и «выбросить» ненужные моменты. Еще несколько часов нужно потратить на то, чтобы просто выложить подкаст. В итоге вся работа может затянуться недели на три.

— Как изменилась ваша работа над подкастом во время карантина?

Вика: Мы записывались удаленно, даже купили микрофон домой. Мне, если честно, не очень нравится такой формат, он менее приятный. Намного лучше и комфортнее записывать в студии. Там своя, особенная атмосфера: сидишь напротив человека, говоришь в микрофон, не нервничаешь. Но, конечно, в онлайн-формате есть и свои плюсы: можно поговорить с человеком из любой точки мира.

Вова: Да, нельзя забывать, что кроме России есть еще весь остальной мир. За границей есть много русскоговорящих ученых, с которыми нам было бы интересно пообщаться. Однако сейчас мы оба заняты и много работаем. Последний подкаст записывали летом, с того момента до сих пор никого не звали. Поиск гостей занимает много времени, поэтому мы отложили это дело на время.

— Если записывать удаленно, звук будет такой же хороший, как в студии?

Вова: Зависит от наличия аппаратуры.

Вика: На самом деле нет, не будет. Последние четыре выпуска были записаны удаленно, там звук полностью отличается от студийного. Но техника, конечно, тоже влияет. В выпуске с Александром Лебедевым звук хороший, потому что у него у самого оказался дома микрофон. Качество звука может быть высоким, если мы найдем гостя с микрофоном.

— Как у вас получается «разговорить» героев подкастов и заставить их рассказывать интересно, а главное понятно?

Вова: Есть такая магическая вещь как монтаж. Скучные и занудные места просто не попадают в выпуск.

Вика: У нас было такое, что приходилось вырезать много интересных моментов. Хоть и нам они могли показаться крутыми, для слушателей они выглядели бы скучными и занудными. Перед любой встречей с гостем мы проговариваем наши правила, постоянно просим пояснять все определения и термины. Но нашим правилам не всегда следуют, и тогда мы переспрашиваем, уточняем. Мы создали такой образ, будто бы сами ничего не знаем. Так мы пытаемся оказаться со слушателями на одном уровне знаний, даже если это на самом деле не так. Иначе они просто будут слушать разговор «умных» людей, а сами ничего не понимать.

Вова: Но это не факт, что мы всегда понимаем, о чем говорим (смеется). Мы ведь не можем быть экспертами во всем. Вика эксперт в лингвистике, а я специализируюсь на айтрекинге. Об остальных областях мы знаем только поверхностно.

— Как вы находите этих «умных» людей и такие темы?

Вова: Бывает так, что нам самим какая-то тема интересна, от нее мы и отталкиваемся. Открываем интернет, вбиваем ключевые слова по теме и смотрим, кто о ней высказался. Я могу вспомнить, что существует, например, Курчатовский институт и зайти на его страничку. Обычно на этих сайтах вывешивают темы научных работ сотрудников, их публикации.

Вика: Один раз, когда у нас закончились идеи, мы запустили опрос в группе подкаста ВКонтакте. В нем люди отвечали, на какие темы они хотели бы послушать подкаст. От этого опроса и отталкивались. Помимо этого мы оба все-таки учили когнитивные науки. Мы представляем, какие там есть интересные сферы и области. Иногда просто делаем наугад.

— Какие гости обычно к вам приходят?

Вика: Многие наши гости ушли из науки и рассказывают о том, почему не стоит в ней оставаться. Но иногда бывает наоборот: эксперт из индустрии рассказывает, почему ушел обратно в науку.

Вова: Таких почему-то очень мало.

Вика: Половина нашего подкаста — про искусственный интеллект, эта тема связана с индустрией. У нас был гость из Яндекса, были гости стартаперы. Тема индустрии людям более понятна: несложно разобраться в том, как организовываются проекты на обычной работе. Именно поэтому у нас больше гостей из области науки. В ней работает гораздо меньше людей. Сколько у нас ученых и сколько остальных, обычных людей? Мы стараемся больше рассказывать про ученых, о которых люди знают меньше. Однако часто у человека не хватает времени, и нам приходится откладывать встречу. Ученые — люди занятые, у них много дел и экспериментов.

— Не было мыслей бросить «Нейрочай» и заниматься только своими проектами?

Вика: Нет, конечно, нет. Человеку нужно хобби. Нельзя заниматься только работой, иначе можно с ума сойти.

Вова: Подкаст помогает нам сохранять связь с научной областью, иначе можно оторваться от нее, не знать ничего о новых исследованиях и современных возможностях науки. Кроме того, подкаст — это не всегда про выпуски и прослушивание. Это еще и нетворкинг, способ познакомиться с коллегами, узнать, чем они занимаются. Нам это помогает как войти в среду, так и не «выпасть» из нее, даже если конкретной темой мы в этот момент не занимаемся.

 

Виктория и Владимир во время записи выпуска. Фото: группа «Нейрочай # подкаст» ВКонтакте

— Вы учились на англоязычной программе. Никогда не думали сделать подкаст на этом языке?

Вика: В нашей группе было человек 7-10 иностранцев, и чат группы был полностью на английском. Помимо этого я недолго жила в Америке, а Вова в Бельгии. Практики у нас было достаточно. Но дело в том, что на английском языке таких подкастов много, а в России это не занятая ниша. На момент создания, да и сейчас, нет подобных подкастов про нейронауки. Есть еще такая вещь как акцент. Все-таки уже несколько лет прошло, в англоязычной среде мы оба давно не жили. Я бы, наверное, немного стеснялась записывать на английском.

Вова: На самом деле, мы просто об этом не думали. Подкаст на английском — дополнительная сложность, которую далеко не каждый потянет. Пока что поле российской науки нам интересно, его мы и изучаем.

— Вы работаете в команде. Легко ли вам выбирать тему и договариваться между собой?

Вика: Договориться — это наша проблема. С самого начала мы много спорим. Мне кажется, мы бы тратили гораздо меньше времени на создание подкаста, если бы не расходились во мнениях. Сложнее всего нам выбирать название. Мы все еще не научились решать эти проблемы. Единственный выход из ситуации: звать третье лицо и просить помощи.

Вова: У нас еще есть чат Вконтакте, иногда мы туда скидываем идеи или делаем опрос: «Как вам название нового выпуска?». В крайнем случае, когда у нас вообще идей нет, просим слушателей предлагать свои.

— Почему в названии проекта чай, а не, например, кофе или любой другой напиток? Над этим вы тоже спорили?

Вика: С названием все пошло хорошо сразу, как только Вова его придумал. Насчет напитков: я пью крайне мало кофе, а Вова вообще его не пьет. Это было достаточно давно, но, насколько я помню, мы выбрали чай, потому что он ассоциируется с приглашением в гости.

Вова: Я и сам подзабыл уже… Чай — это как повод пригласить в гости. Дело в создании уюта и домашней атмосферы. Но это название между нами приобрело еще немного другой, ироничный смысл после отравления Навального.

Вика: Мы сделали из этого мем. Дело в том, что перед отравлением Навальный пил чай в аэропорту. И, судя по всему, отравление произошло от вещества, которое как раз влияет на мозг какими-то нейротоксичными веществами. Получается, что нейрочай звучит как чай, в котором содержатся такие вещества (смеется). Мы даже сделали об этом мини-выпуск.

— Что можете посоветовать тем, кто еще не слушал ваш подкаст и не знает, с чего начать?

Вова: Наш подкаст — это способ пощупать ученого своими руками и ушами. В наших выпусках перед слушателем предстает реальный человек, который просто и понятно расскажет о своих научных интересах. Мы рассуждаем о том, что движет человеком и заставляет его мыслить, как устроены его чувства, идеи и ощущения.

Вика: Я бы сказала немного о другом. Ваш мозг — это то, что отличает вас от животных, от других людей, от всего, что существует в мире. Ваш мозг делает вас особенным, а вы, возможно, даже не представляете, как он работает. Хотя он контролирует все, что происходит в вашей жизни. Неужели вам не хочется узнать о себе больше?

Любимые выпуски Вовы и Вики:

  1. #3 Диагностика Паркинсона по движениям глаз. Гость: Михаил Янчиков, руководитель компании Eyemove, создатель приложения для отслеживания хода болезни Паркинсона
  2. #9 Лоботомия и светящиеся мозги. Гость: Алексей Паевский и Анна Хоружая, научные журналисты, изучают историю нейронаук
  3. #18 Как определить настроение и шизофрению по тексту. Гость: Полина Паничева, компьютерный лингвист

Любимые выпуски редакции:

  1. #4 Юзабилити и мемы. Гость: Елена Горбунова, когнитивный психолог, создатель научных мемов
  2. #25 Шизофрения и теории заговора. Гость: Александр Лебедев, изучает расстройства психики и пограничные состояния, ведет youtube-канал House of Ouroboros
  3. #27 Метакогниции: как мы оцениваем свои способности и здоровье. Гость: Полина Арбузова, научный сотрудник MetaMotorLab

Автор: Полина Ляховенко
Редактор: Мария Трубникова
Обложка: логотип подкаста «Нейрочай». Изображение: группа «Нейрочай # подкаст» ВКонтакте