Как советские режиссёры Запад покоряли

27 декабря, 2020
Содержимое
Перед Новым годом настроение часто бывает меланхоличное. Мы углубляемся в воспоминания о событиях уходящего года, ностальгируем о прошлом, иногда даже об эпохах, в которых никогда не жили. В этом здорово помогают телеканалы, которые включают в сетку вещания всё больше и больше советских фильмов. Редакция HSE Press тоже решила погрузить читателей в атмосферу кино СССР и рассказать о трёх оскароносных режиссёрах и их кинокартинах.
Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук

Сегодня фамилия «Бондарчук» у всех на слуху из-за обзоров видеоблогера BadComedian’а и выхода новых эпичных фильмов. А 50 лет назад словосочетание «режиссёр Бондарчук» означало гарант качества и хорошее историческое кино. В 1969 году Сергей Бондарчук, отец современного режиссёра Федора Бондарчука, получил премию Оскар за четырёхсерийную экранизацию «Войны и мира» Льва Толстого. Этот фильм целиком или хотя бы одну часть многие читатели наверняка посмотрели в 10 классе по настоятельной просьбе учительницы по литературе. Вероятно, если вы пересмотрите его сейчас, то заметите много вещей, которые упустили при первом просмотре.

Помимо оскароносной киноэпопеи редакция рекомендует посмотреть две экранизации произведений Михаила Шолохова. Начните с «Судьбы человека» — режиссерского дебюта Бондарчука. Картина вышла ровно за 10 лет до Оскара за «Войну и мир», в 1959 году. Фильм о недавно прошедшей войне и надежде был тепло принят как критиками, так и простыми зрителями.

«Они сражались за Родину» — драма о событиях накануне Сталинградской битвы. В съёмках приняли участие главные звёзды советского кинематографа: Василий Шукшин, для которого роль Петра Лопахина стала последней, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов и другие. Сценарий Бондарчуку помогал писать сам Михаил Шолохов, автор одноимённого романа. У зрителя есть возможность посмотреть на то, как в тандеме работали два признанных таланта своего времени.

Владимир Меньшов

Владимир Меньшов. Фото: Александр Карельский

Владимир Меньшов

Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» в 1980 году стал лидером проката СССР, а в 1981-м был удостоен премии Оскар. Что же это за кинокартина, равно признанная двумя идеологическими врагами? Режиссёр говорит со зрителями о простых вещах и качествах, которые присущи всем людям на земле. Пожалуй, в этом-то и есть секрет успеха. 
Владимир Меньшов о том, что его картина победила в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», узнал через несколько дней, и не сразу поверил, потому что поздравлять его начали 1 апреля.

Владимир Меньшов снял не так уж и много полнометражных художественных фильмов: восемь, если верить КиноПоиску, но почти все они стали востребоваными у зрителей.

«Любовь и голуби» — фильм, цитаты из которого ушли в народ. Вы наверняка слышали знаменитое «Людк, а Людк!» и «Ах ты, сучка ты крашена!» \\ «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет!», но не знали, что это значит и откуда отрывок. Так вот, чтобы похвастать в компании знанием советского кинематографа, настоятельно рекомендуем посмотреть комедию Меньшова (а насколько правильно определён жанр — решайте сами).

Фильм «Ширли-Мырли» вышел уже после распада Советского Союза и вызвал большой резонанс. Казалось, что эта «чёрная», как бы мы сейчас сказали, комедия (сам режиссёр обозначил жанр как «комедия-фарс») выпустила наружу всё то, о чём нельзя было открыто говорить в СССР. В фильме приняли участие многие звезды того времени: сам Владимир Меньшов, Валерий Гаркалин, Инна Чурикова, Олег Табаков, Леонид Куравлев и другие. Критики картину не приняли, посчитав пошлой, а простые зрители полюбили и быстро разобрали на цитаты. А к какому лагерю принадлежите вы? Посмотрите, чтобы наш вопрос перестал быть риторическим.

Никита Михалков

Никита Михалков. Фото: РИА Новости

Никита Михалков

Ещё один герой современности, известный благодаря своим ярким высказываниям, обзорам BadComedian’а и продюсированию масштабных исторических кинолент, Никита Михалков получил Оскар за фильм «Утомлённые солнцем» в 1995 году, уже после распада СССР, однако в силу периода расцвета творческой деятельности звание «советский режиссёр» вполне уместно. Это «мелодрама в стиле сентиментального танго», события которой начинаются в солнечный день 1936 года, который когда-то должен закончиться, но никто из героев не хочет в это верить. А на горизонте уже видна грозовая туча — следующий, 1937-й год. Название не зря напоминает название романа «Унесенные ветром»: на фоне значительных исторических событий показаны судьбы и личные трагедии простых людей.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» — «вестерн Никиты Михалкова» или истерн (жанр приключенческих фильмов, который зародился в СССР и был назван так по аналогии с вестерном). Фильм, который имеет высший балл в рейтинге всех кинокартин режиссёра на КиноПоиске, и для вышеупомянутого BadComedian’a, по его же словам, является самым любимым фильмом, созданным Никитой Сергеевичем. Действие происходит, конечно, не на Диком западе, а на заре советской власти, в 1920-ых. В этих декорациях развивается история о предательстве, настоящей дружбе, правде и лжи. Это первая полнометражная режиссёрская работа Никиты Михалкова, главную роль в которой исполнил Юрий Богатырёв. Участие в фильме принесло ему всесоюзную известность.

«Пять вечеров» — «камерный шедевр» Михалкова, поклонники которого с удовольствием поспорят с критиками КиноПоиска и их рейтингом. Экранизация пьесы Александра Володина о силе любви, разлуке и времени. Режиссёр, оператор и художник старательно воссоздают антураж 1950-ых, а в том, что Людмила Гурченко и Станислав Любшин не играют, а живут на экране, у вас не останется сомнений. За роль персонажа актёр получил кинопремию на фестивале во Франции. Основная часть картины снята в чёрно-белом формате, хотя «Пять вечеров» принято считать цветным фильмом. Почему так, становится ясно только в последней сцене.

Все упомянутые киноленты есть в открытом доступе: переходите по ссылкам в тексте и приятного просмотра!


Автор: Кристина Врабий
Редактор: Дарья Нестерова