Есть такая волшебная профессия – музыку сочинять. Или как создаётся музыка к фильмам

10 сентября, 2021
Содержимое
Музыка в кино – это уникальные звуки, которые вызывают ассоциации. Это половина успеха фильма и работа одного человека. Кинематограф неразрывно связан с музыкой, благодаря чему появилась такая волшебная профессия, как кинокомпозитор.

С чего всё начинается?

Композитор Ханс Циммер  Источник фото: https://wi-fi.ru/news/xz0BRxfVgO15-zimmer-remote
Композитор Ханс Циммер 
Источник фото: https://wi-fi.ru/news/xz0BRxfVgO15-zimmer-remote


Прежде, чем композитор возьмётся за нотный блокнот и начнёт сочинять саундтрек, сперва должен появится сценарий фильма или уже готовая кинокартина. Обычно режиссёр заранее приглашает композитора к работе и знакомит его с сюжетом. Чем раньше композитор ознакомится c киноматериалом, тем больше времени у него будет чтобы написать несколько разных версий саундтрека. Тогда у режиссёра будет шире выбор музыки.

Зачем композитору работать с режиссёром и сценаристом? 

Сценарий, или уже снятый фильм необходим для полного понимания сюжетной линии. Вовлечённость композитора в сюжет фильма обещает появление красивой и эффектной музыки. Для композитора важно найти общий язык с режиссёром, чтобы соотносить свои идеи с замыслом второго и получить хороший результат, который будет гармонично вписываться в картину фильма. В процессе работы режиссёр говорит в каких сценах необходимо добавить музыкальной экспрессии, а где важно пустить лирику, чтобы передать эмоции изображения подходящие по темпоритму. Режиссёр и композитор – творческий союз, от слаженности которого зависит насколько удачным получится саундтрек к фильму.

В чём волшебство работы кинокомпозитора?

Кадр из к/ф «Игры разума» Источник фото: https://www.coolconnections.ru/ru/titles/a-beautiful-mind
Кадр из к/ф «Игры разума»
Источник фото: https://www.coolconnections.ru/ru/titles/a-beautiful-mind


Для того, чтобы получилось хитовое «Pirates of the Caribbean» (фильм «Пираты Карибского моря») или мурашечное «Becoming one with Neytiri» (из к/ф «Аватар») композитору важно посмотреть и изучить сцены, «прочувствовать» их особенные фрагменты, а также «поймать» общее настроение фильма. Задача композитора – создать такую музыку, которая способна добавить динамики и красок фильму, а также вызовет нужные режиссёру чувства у зрителя.

Например «A Kaleidoscope of Mathematics» (из к/ф «Игры разума») создаёт волшебную и загадочную атмосферу. Нежное «волыночное» настроение композиции «Hymn to the Sea» (из «Титаника») приятно волнует зрителя, погружает его в красивую историю любви и заставляет сопереживать героям. 

Смотреть фильм в котором звучит приятная музыка интересно и нескучно. Кадры фильма приобретают динамику, которая позволяет удерживать внимание зрителя. Кинокомпозитор – это волшебный проводник, который погружает зрителя в мир фильма при помощи музыки.

Как пишут музыку мэтры Ханс Циммер и Джон Уильямс сегодня?

Ханс Циммер в процессе работы  Источник фото: https://techcrunch.com/2019/06/27/hans-zimmer-is-composing-the-sound-for-bmws-electric-vehicles/
Ханс Циммер в процессе работы 
Источник фото: https://techcrunch.com/2019/06/27/hans-zimmer-is-composing-the-sound-for-bmws-electric-vehicles/


До появления техно-новинок в XIX веке именно благодаря братьям Люмьер в киноиндустрии зазвучала музыка. Однажды они решили пригласить пианиста на показ фильма, чтобы заглушить шум звучанием инструмента. С 1885 года традиция музыкального сопровождения кино активно прижилась. Главными инструментами в 20-ые и 30-ые годы XX века  стали орган, пианино, маленькие ансамбли, состоящие из двух человек. На смену классике в 50-ые пришли джазовые мотивы. С приходом звука в киноиндустрию главным поставщиком мелодий стали симфонические оркестры. 

Однако с появлением специальных компьютерных программ в конце ХХ века создание музыки к фильмам стало проще и быстрее. Но несмотря на техно-новинки, некоторые современные композиторы прибегают к работе с нотным блокнотом и записывают мелодию от руки. Например, Джон Уильямс предпочитает сделать наброски на бумаге, а уже после сочинять музыку в компьютерной программе. 

В рабочем арсенале современных кинокомпозиторов есть клавишная установка похожая на синтезатор, её подключают к звукозаписывающей аппаратуре. Используют также компьютерные приложения Digital Performer, Cubase или Logic Pro. Сегодня создатели киномузыки чаще прибегают исключительно к работе с приложениями в которых они создают виртуальный оркестр, используя сразу несколько музыкальных инструментов, например, фортепиано, скрипка, духовые. Писать музыку в приложениях гораздо проще и быстрее, чем собирать «живой» оркестр в студии. Однако это не всегда играет композиторам на руку. Чем быстрее создаётся музыка, тем ниже её стоимость. По этой причине композиторам сегодня не так просто удаётся зарабатывать как до развития компьютерных приложений с начала 90-х годов.

Кто выбирает волшебный путь кинокомпозитора? 

Как ни странно, талант композиторов проявляется с ранних лет. Зачастую будущие мэтры с юности знают, чем будут зарабатывать себе на хлеб. Упомянутые Ханс Циммер, Джон Уильямс, Абель Коженёвский и другие композиторы начали строить музыкальную карьеру ещё в молодости. 

Ханс Циммер, унаследовавший музыкальный талант матери, пришёл к популярности через годы. Сперва он работал клавишником в группах Helden и The Buggles. Только годами позже, взявшись за написание саундтреков для мейнстримных фильмов, таких как «Гладиатор», «Король Лев», «Код да Винчи», он приобрёл известность. Крупным достижением Ханса считается 1988 год, когда написанная им главная музыкальная тема к фильму «Человек дождя» была номинирована на премию «Оскар».

Прежде, чем Джон Уильямс обрёл мировую славу, он работал джазовым пианистом в клубах Нью-Йорка, где выступал вместе с Генри Манчини. Творческий успех Абеля Коженёвски не заставил себя долго ждать. Талант начинающего композитора заметили ещё в  Краковской музыкальной академии. Будучи ассистентом кафедры композиции, его произведения исполняли на фестивалях Польши, Германии, Словакии, Молдавии. Получив стипендию Президента Кракова в 1998 году, а двумя годами позже победив на фестивале польского кино, Абель занял список 7 лучших кинокомпозиторов по версии журнала «Cinema».

А как же Моцарт, Вивальди и Чайковский? Про них теперь можно забыть?

Великие композиторы  Источник фото: http://vpxxi.ru/dokumentalnye-programmy/304-velikie-kompozitory
Великие композиторы 
Источник фото: http://vpxxi.ru/dokumentalnye-programmy/304-velikie-kompozitory


Труды классиков музыки служат источниками знаний для современных и будущих композиторов. Но современные композиторы приходя на место классиков, не сменяют их, а дополняют. Они становятся «классиками XXI века», и своими произвдениеями пополняют репертуары концертных программ для оркестров . Как в XIX веке Чайковский играл не только в России, но и за рубежом, так и сегодняшние композиторы продолжают традицию поездок с концертами по разным городам и странам. Одним из популярных гастролирующих композиторов сегодня считается Людовико Эйнауди. Каждый год его концертная программа обновляется и дополняется новыми местами, такими как «Крокус сити холл» в Москве, «Мюнхенская филармония», «Театр Даль Верме» в Милане.

Кадр из к/ф «Игры шпионов» Источник фото: https://www.kinomania.ru/film/825236/trailers
Кадр из к/ф «Игры шпионов»
Источник фото: https://www.kinomania.ru/film/825236/trailers


«Московский международный Дом музыки» становится центром международной культуры. В своих залах он принимает композиторов из разных стран. Так, например, в 2018 году с оркестровым концертом в «ММДМ» побывал польский композитор Абель Коженёвский. Любители классической музыки, в том числе и автор данной статьи, остались под большим впечатлением. Знакомые мотивы мелодий «Dance for Me Wallis», «Stillness Of The Mind» из фильмов «МЫ. Верим в любовь», «Одинокий мужчина» побуждали слушателей к мысленному путешествию к морскому побережью или горным пейзажам. 

Поляк Абель сегодня считается одним из ведущих современных композиторов в кинематографе . К его услугам прибегают такие режиссёры, как Карло Карлеи и Том Форд. Музыкальное сопровождение для своей романтической драмы композитору доверяет сама Мадонна. Мэтры Голливуда и польского кинематографа ценят «старомодный» подход Абеля к работе, поэтому его популярность только растёт. В то время как большинство коллег польского композитора склоняются к использованию синтезаторов, Коженёвский упорно продолжает сочинять музыку для кинона струнных инструментах.


Будущее современных композиторов

Оркестровый концерт музыка из к/ф «Гарри Поттер» Источник фото: https://www.bandwagon.asia/articles/orchestra-harry-potter-and-the-philosopher-stone-score-live-singapore
Оркестровый концерт музыка из к/ф «Гарри Поттер»
Источник фото: https://www.bandwagon.asia/articles/orchestra-harry-potter-and-the-philosopher-stone-score-live-singapore 


Сегодня активную популярность набирают технологии создания электронной музыки. Изменения, которые происходят в кругах кинокомпозиторов предсказывают постепенное вытеснение классики электронной музыкой. Однако заранее хотим успокоить переживающие сердца любителей современной классической музыки. Ещё долгое время вы сможете наслаждаться звуками оркестра и классических инструментов. Музыка будет жива

Обнадеживающее завершение статьи дополним цитатой Джона Уильямса: «Нам остаётся надеяться, что если в будущем продолжат появляться музыкальные гении связанные с кинематографом, разделение на традиционное искусство и медиаискусство, которое наблюдается сейчас, уже не будет таким жёстким». 

Ниже предлагаем ознакомиться с подборкой топ-саундтреков разных фильмов, которая позволит узнать больше о произведениях кинкомпозиторов, перенесет в таинственный мир музыки и вдохновит на просмотр фильмов.

«Игры шпионов»  – композитор Абель Коженёвский

 «Волшебные звуки из фильмов» – композиторы: Гарри Грегсон-Уильямс,

Стив Яблонски, Говард Шор, Александр Деспла, Ханс Циммер.

«Величайшие хиты Энни Морриконе» – композитор Эннио Морриконе.

«Лучшие произведения Людовико Эйнауди» – композитор Людовико Эйнауди.

«Лучшие хиты Генри Манчини» – композитор Генри Манчини.

«Сказочное соло гобоя» – композитор Эннио Морриконе.
 

Автор: Дарья Андреева 

Редактор: Александр Лазарев, Максим Артёмов