Феминизм в Вышке


Поддерживать идеи феминизма модно с 1960-х, а мейнстримно – с 2000-х. Однако вышкинцы, о которых пойдет речь, не просто бросаются фразами об объективизации и ставят #fem хэштеги в соцсетях – они участники акций по борьбе с дискриминацией женщин и организаторы чтений по исследованию гендера.     


Саша Алексеева, студентка третьего курса программы «Культурология» ВШЭ, стала одной из первых участниц «тихого пикета» – акции, которую вы никогда не увидите на Болотной, но легко найдете в метро, электричке, а в случае Саши – в вашей учебной аудитории, так как свои плакаты она прикрепляет к своему рюкзаку. Суть этой «тихой» акции сводится не столько к протесту, сколько к просвещению общества касательно острых проблем: от политических репрессий до гомофобии, однако особое место в общей тематике плакатов занимает феминизм.




О себе и «тихом пикете»

Какие мотивы заставили Вас решиться стать участницей акции?

Помимо желания акцентировать внимание людей на проблемах, о которых они не задумываются, есть еще кое-что. Надо понимать, что я чрезвычайно привилегированная женщина: я совершеннолетняя (значит, уже не в такой жёсткой форме ощущаю эйджизм), цисгендерная (люди, чья гендерная идентичность совпадает с полом – прим. ред.), из состоятельной семьи, прохожу по критерию “славянскости” (минус расизм и национализм), у меня долгое время есть парень (хоть я и принадлежу к ЛГБТ как бисексуалка, ко мне редко возникают гомофобные вопросы) и ещё очень много всего. По этой причине многие серьезные вопросы дискриминации женщин обходят меня стороной, и мне кажется, что такие привилегии обязывают меня изменять ситуацию тех, кто их лишен.


Что Вы ощущаете, выходя каждый раз с плакатом на своем рюкзаке?

Поначалу каждый выход был “как в последний раз”: очень боялась окружающих, было непривычно чувствовать на себе взгляды всего вагона, переживала из-за возможной реакции полиции (её, к счастью, не последовало). Сейчас мы с моими плакатами одно целое, мне уютно с ними на учёбе, вечеринках, концертах, в библиотеках, а в те редкие дни, когда я без них, начинаю чувствовать себя очень странно.


О сексизме

Часто сталкиваетесь с дискриминацией женщин в Москве вообще и в Вышке в частности?

Как я уже сказала, многие проявления дискриминации женщин меня не затрагивают. Тем не менее, когда мне было 13 лет, мама, увидев мой первый поцелуй с парнем, повела к гинекологу проверять, девственница ли я (ведь девушка должны быть “чистой”); в первых относительно серьёзных отношениях парень был в ужасе, что я не умею готовить; в вк у меня тонна сексуальных домогательств с угрозами, так что мне было что сказать в рамках флешмоба #янебоюсьсказать; в качестве бонуса: когда я недавно вызвала скорую с температурой 39.9, получила перед уколом лекцию от врача, мол, почему в моей квартире не убрано, ведь я же девочка. В Вышке тоже, к моему огромному сожалению, не мир победившего феминизма: на майноре “Психология” в первом полугодии я старалась не залезть на стену, пока слушала про различия женщин и мужчин в мозге (спойлер, они слишком незначительны, чтобы принимать в расчет); конкурс Мисс ВШЭ здравствует и процветает (привет, лукизм); на моём отделении “Культурология” по одному господу известным причинам нет гендерных исследований в программе, а Александр Павлов не устаёт открывать перед нами новые бездны менсплейнинга.




Вышка гордится многообразием студенческих организаций, но мало кто слышал о Гендерном клубе в рамках ВШЭ. “Начавшаяся в формате камерного обсуждения студентами проблемы гендера и феминистской теории, деятельность клуба на сегодняшний день растворилась в генедрных чтениях в музее «Гараж» и тому подобных проектах”, - признается выпускник бакалавриата ВШЭ по программе «Культурология», Владислав Земенков.


О Гендерном клубе

Как было положено начало организации, и в чем непосредственно заключалась её работа?


Однажды Александра Талавер, выпускница бакалавриата и магистратуры вышкинской программы «Культурология», которая вела у нас семинары по истории западной культуры и русской литературе стала сетовать, что в программе отсутствуют темы, связанные с изучением гендерных аспектов культуры. Тогда мы с Эллой Россман выступили с поддержкой её инициативы собираться раз в неделю и обсуждать вопросы гендера. Идея была сырая, нужно было её как-то воплотить, привлечь людей и так далее. Саша и Элла собрали первую встречу, на ней было около 20 человек, и каждый высказывался, почему ему интересна тематика предстоящих дискуссий, и какие конкретно аспекты хотелось бы обсудить. Лично мне было интересно все, что связано с чтением классики феминистской теории (С. де Бовуар, Б. Фридан, С. Файерстоун). Роль каждого состояла в том, чтобы хотя бы однажды промодерировать встречу, то есть взять на себя организацию, продумать место, список литературы, вопросы к текстам и прочее.



Вышкинская среда как-нибудь повлияла на создание клуба?

Помимо того, что почти все встречи клуба проходили в буфете на пятом этаже корпуса Вышки на Басманной, важно понимать, что сама идея возникла, исходя из потребностей образования, которое "утверждало" в нас желание разобраться лучше в вопросах, в которых мы до этого плохо разбирались. Кроме того, со временем инициатива вдохновила некоторых членов на подготовку выступлений, мероприятий и публикаций с соответствующей тематикой.


Клуб привлек в свою работу студентов самых разных факультетов Вышки. Продолжает тему влияния ВШЭ на создание Гендерного клуба выпускница программы “Мировая политика” Анна Чинчаладзе:




Как мне кажется, те проблемы, которые есть в университетской среде, побудили ребят к созданию такого клуба для дискуссий. Мы живем в обществе, где расчерчены гендерные роли. "Настоящие мужчины не плачут", "ты девушка, и ты не сможешь это сделать," - пожалуй, это те фразы, которые стали частью обыденности.


В самом университете проблем с правами женщин предостаточно. Во время обсуждений выяснялось, что были случаи, когда преподаватели приходили на пары и пускали непозволительно низкие шутки по отношению к девушкам, когда на экзамене один преподаватель мог сказать другому: "Ну, она же девушка, поставь ей зачет".


К сожалению, для многих представительниц женского пола это не было проблемой. Они принимали эту роль. Поэтому решение таких конфликтов начинается не с создания Гендерного клуба или его посещения, а с того момента, когда мы перестанем удивляться тому, что парень любит балет, а девушка работает машинисткой в метро.




Многие участники семинаров клуба позднее становились частью более масштабных городских проектов: “Медиаудара” и “Табурета”, - рассказывает Мария Наумова, выпускница вышкинской “Культурологии” и первокурсница магистратуры по направлению “Визуальная культура”. Студентка делится личным опытом участия в работе Гендерного клуба и присоединения к феминистическому сообществу.


О себе в Клубе и стереотипах вокруг феминизма

Что заставило Вас стать частью Гендерного клуба и что Вам это дало?

Я присоединилась к группе в начале 2015 года, потому что захотела разобраться в реальной постановке вопроса: как феминизм появился, в ответ на что, и почему он зачастую носит негативную окраску в глазах общества. В итоге я стала всё глубже погружаться в эту тему: начиная с чтения книг и заканчивая подпиской на разные фемпаблики в VK, которые стремятся повысить осведомленность людей о феминизме и проблемах, которые он ставит, развенчать многочисленные мифы о феминистках.



К слову, о них: часто встречаетесь со стереотипами, связанными с феминизмом?

К сожалению, да. Нередко можно наткнуться на рассуждения, что а) все вопросы, связанные с дискриминацией женщин, уже давно решены, меня никто лично не угнетает, поэтому проблемы, с которой раньше боролся феминизм, не существует и, следовательно, он больше не актуален; б) проблемы, с которыми борется (или хотя бы обсуждает и выносит на повестку дня) феминизм, касаются настолько малого процента женщин, что не нужно акцентировать внимание на угнетении (или других проблемах); в) феминизм - зараза Запада, которая направлена на уничтожение нации. Многие просто не понимают, что такое феминизм и что он отстаивает, поэтому в речи они повторяют стереотипы, где-то от кого-то услышанные. Плюс, возможно, после акции #янебоюсьсказать этот аргумент “феминизм=мейнстрим” будет чаще встречаться.



Может, тогда положим конец фем-невежеству? Объясните, что такое феминизм и почему он актуален сегодня?

С одной стороны, это движение за равноправие:экономическое, политическое, личное, социальное. Хотя, как я говорила, многие считают феминизм отжившей идеей, последние исследования, хотя бы, например, связанные с изучением размера заработной платы, говорят о том, что проблема равной оценки труда по прежнему актуальна. Дополнительные вопросы появляются, когда мы смотрим на эту проблему со стороны критики, предлагаемой интерсекциональным феминизмом: он предлагает сравнить зарплату (раз уж мы о ней заговорили) белой женщины и people of colour / имеющей некоторые физические или психические особенности и так далее, насколько их заработная плата будет отличаться от нормы? И это мы ещё не говорим о само собой разумеющейся "второй рабочей смене" - доме (об этом пишет Симона де Бовуар) и третьей - обязанности быть профессиональной красоткой, чтобы отвечать стандартам красоты (почитайте Наоми Вульф).




После беседы с участниками Гендерного клуба стало ясно, что для полного понимания того, как набраться смелости организовать нечто подобное, необходимо обратиться к одному из идейных вдохновителей - Элле Россман, также выпускнице бакалаврской программы “Культурология”.    


О гендерной теории и сексуальном образовании, которого так не хватает

Зачем нужен был Гендерный клуб?

Мы со студентами выступили с инициативой такого семинара по одной простой причине: в Школе культурологии нет курса по гендерным исследованиям. За границей Gender studies является неотъемлемым элементом любой программы по Cultural studies. У нас программа выглядит совсем иначе, видимо, заимствуя элементы науки «культурологии» - дисциплины, изобретенной в СССР. Многим моим сокурсникам и студентам младших курсов было интересно это поле, некоторые писали курсовые и дипломы в этой сфере. Поэтому мы решили не ждать, пока нам организуют такой курс (честно говоря, мы и не питали такой надежды) и организовать неформальную ридинг-группу, на которой вместе бы освоили основные, «классические» тексты области.


Как проходили семинары?

Так как никто из нас не обладал «экспертным» знанием в этой сфере, мы организовали группу «горизонтально»: каждый мог выступить в качестве модератора семинара по интересующей теме. Для этого участнику семинара надо было как следует подготовиться к этому, подобрать тексты. В течение учебного года мы собирались почти каждую неделю, по субботам, и приглашали на семинары российских и иностранных исследователей, они делали доклады.


Семинар дал мне очень многое: он позволил сориентироваться в области, которой я планировала заниматься профессионально. Одной из самых запомнившихся встреч для меня было занятие по репродуктивной политике в СССР. На нем прочитала свой доклад французская исследовательница Мона Кларо. Она рассказывала, как сначала в СССР, а потом в России сформировалась так называемая «абортная культура» предохранения. Это значит следующее: в СССР и частично в современной России было (и есть) очень мало информации о безопасной контрацепции (а в СССР и с самой этой контрацепцией были проблемы, с ее приобретением). Поэтому женщины контролировали (и многие продолжают контролировать) рождаемость практически исключительно при помощи абортов. Аборт — это физиологически и, что не менее важно, психологически тяжелая процедура для организма женщины. Но у людей не было информации, не было выбора, и они насиловали свой организм. Из этого доклада я поняла, как важно сексуальное просвещение в обществе, доступная информация о контрацепции и о том, как устроена половая система. Речь идет не только об абстрактном «здоровье нации», но и о жизни каждого человека, о его благополучии. Именно для этого нужно подобное образование.


О профессиональном будущем

Я так понимаю, Вы, так или иначе, собираетесь связать свое профессиональное будущее с данной проблемой?

В этом году я начала учиться в магистратуре ЕУ СПб на программе гендерных исследований и собираюсь писать магистерскую диссертацию в области на стыке исторической социологии и социологии гендера. Я буду исследовать архивные источники о том, как в СССР обсуждалось раздельное обучение мальчиков и девочек в школах. Сейчас эта тема (введения раздельного обучения в школах) тоже актуальна - выносятся предложения вернуться к этой системе. Это важная публичная дискуссия, и хочется понять истоки тех или иных аргументов “за” и “против” раздельного обучения.


Я планирую делать академическую карьеру в области гендерных исследований. Я также участвую и в феминистском активизме и считаю, что теория и эмпирические исследования — необходимая основа для любых действий активисток и активистов. Без этой базы сложно сориентироваться в основной повестке дня и поставить задачи для всего движения.

Александра Фокина

Читать еще