50 оттенков красного


31 мая в российских кинотеатрах выйдет фильм «Красный воробей» с обладательницей премии «Оскар» Дженнифер Лоуренс в главной роли. Россия – последняя страна в списке премьер остросюжетного триллера, который в мире смотрят с февраля. Из-за того, что речь в ленте идёт о спецслужбах, так и напрашивается вопрос: совпадение, что Россия последней увидит такой фильм? – не думаю!


Вероника Егорова (в американской версии – Доминика) в исполнении Дженнифер Лоуренс («Мой парень – псих», «мама!», трилогия «Голодные игры») заканчивает карьеру балерины из-за травмы. По просьбе дяди-спецагента она соглашается выполнить тайное задание, но оказывается ненужным свидетелем заказного убийства. По протекции дяди она вынуждена попасть в «школу воробьёв», где готовят тайных агентов для разведывательной службы. После обучения Веронике поручают найти шпиона в российском правительстве.



Только вот в «Сноудене» (реж. Оливер Стоун, 2016) главного героя учили разведывать с помощью компьютеров, в «Кингсмане» – с помощью высокотехнологичных изобретений, Джеймса Бонда – с помощью собственной смекалки. А в России, оказывается, тренируют секс-машин. Концепция «школы воробьёв» заключается не только в том, чтобы научить агентов открывать замки с помощью шпилек, но и соблазнять цель. По поводу правдивости сюжета – всё-таки в основу легла книга ветерана ЦРУ Джейсона Мэттьюса – есть статья, поэтому распинаться о достоверности не станем.


Идейная и идеологическая составляющая фильма до жуткого банальна и законсервирована ещё со времен Карибского кризиса в лучших традициях холодной войны. Американцы хорошие, русские – плохие, американцы тебе помогут, русские – замучают в тюремных подвалах, американцы – за правду, русские – за мировое господство. Кстати, удивительно, что в насквозь пропитанном русофобией сценарии нет ни слова про американскую демократию и великую роль Америки в её становлении в мире. А ещё есть отсылки к СССР, хотя в ленте пытались изображать современную Россию: воробей почему-то красный, хотя Советского Союза и «красной чумы» нет почти 30 лет, тайная секс-школа как ехидный намёк на крылатую фразу про отсутствие секса в СССР, интерьер квартиры Вероники.



Дженнифер Лоуренс не очень похожа на русскую девушку. Если остальных актёров получается воспринимать как россиян, то только не главную героиню, особенно когда в оригинале её зовут истинно русским именем Доминика. Благо локализаторы в кои-то веки повели себя разумно и переименовали её в Веронику. Было бы намного лучше, если бы создатели фильма нашли хорошую российскую актрису и дали ей проявить себя в Голливуде. Они никого бы не обманывали, выдавая Лоуренс за обычную россиянку. Как бы то ни было, толку меньше, чем от обладательницы «Оскара», уж точно не было бы. Дженннифер Лоуренс, конечно же, такая же машина, как её героиня: может играть и делать для роли всё что угодно. Только вот не всегда качественно, и роль Вероники Егоровой оказалась одной из таких. Героиня довольно внятно прописана – есть мотив, предыстория, ценности – только в ней нет ничего такого, что максимально аргументированно объясняло бы, почему её так хотят сделать этим «воробьём» – просто все важные шишки, в том числе и любимый дядюшка, интуитивно видят в ней какой-то невероятный потенциал.


Иван Егоров в исполнении бельгийского актёра Маттиаса Шонартса («Вдали от обезумевшей толпы», «Ржавчина и кость», «Французская сюита») внешне очень-очень сильно напоминает кое-кого в молодости, году в 2000-ом. Учитывая финал и то, что дядюшка главной героини пусть не откровенный злодей, но источник её проблем, снова задаёшься вопросом: совпадение? – не думаю!



Российские актёры всё же засветились на экране: на пару секунд в самом начале мелькает Ингеборга Дапкунайте («Матильда», «Утомлённые солнцем», «Миссия невыполнима»), первые десять минут на экране можно видеть танцовщика украинского происхождения Сергея Полунина (молодой граф в «Убийстве в Восточном экспрессе»), а в середине появляется Макар Запорожский («22 минуты», «Молодёжка»).


Действие происходит в Москве, Будапеште, Лондоне и Вене. Российские зрители не смогут не обратить внимание на экранную Москву и не расстроятся, потому что город воссоздан максимально аутентично. Так, из достопримечательностей появляются парк Горького, Большой театр и станция метро «Электрозаводская», из быта – брежневки, вечерние пробки, окраины с собаками и государственные учреждения. Даже нет «водки-матрёшки-балалайки», а дубляж в кои-то веки к месту использовал идиомы, слова-паразиты и устойчивые выражения русского языка. Также в плюс нужно отметить эмоциональный и сильный саундтрек.


По итогу, «Красный воробей» обладает качественной картинкой, но пустым содержимым, в котором свободно плавают русофобские клише в виде вездесущих киллеров и краповых беретов, кровожадных, похотливых и патриотичных до мозга костей российских шпионов и добрых америкашек, которые готовы всех спасать.


Альбина Ахатова

Читать еще