Эпидемиологический худлит

20 марта, 2020
Содержимое
Время, сэкономленное на дороге до университета, теперь можно посвятить размышлениям о высоком. Например, о том, какой след эпидемии оставили в литературе разных эпох. Подборка HSE Press — для тех, кто хочет пощекотать нервишки (и отвлечься от курсача).

1. Чума (Камю) 

Восприятие чумы у Камю выходит далеко за рамки физического понимания болезни: для него это аллегория борьбы и абсурда. Однако в романе писатель не навязывает свое видение.

Камю рассказывает, как в небольшом Алжирском городке двадцатого века наступает эпидемия. Он очень реалистично описывает симптомы болезни. Интересно наблюдать, как персонажи пытаются выжить, какие решения они принимают и о чем думают. Одни пытаются выстроить свое видение проблемы, другие старательно надеются на лучшее, третьи подходят к ситуации чисто рационально. 

2. Любовь во время чумы (Маркес) 

«Любовь во время холеры» — роман Маркеса, локализованный в России под названием «Любовь во время чумы» (заметим, что в треке Оксимирона «Неваляшка» используется правильный перевод). Роман прежде всего о любви. Холера в романе, как и у Камю, — больше, чем болезнь. Это повседневность, символизирующая отсталость жизни в Латинской Америке. Муж главной героини — доктор, сторонник прогресса, как врач он хочет победить холеру, а как гражданин — отсталость страны. Не все его планы воплощаются, но настоящая любовь (кого? к кому?) продолжает жить и в старости, и во время эпидемий.

3. Пир во время чумы (Пушкин) 

«Пир во время чумы» Пушкин писал на карантине из-за эпидемии холеры, находясь взаперти в Болдинском имении. В этой мини-трагедии он изображает пустынный город, в котором властвует чума. Компания молодых людей пытается игнорировать чёрную смерть и устраивает пир прямо посреди улицы. Молодые люди произносят тосты, поют песни. В общем, пытаются не поддаваться всеобщей панике. Внезапно на пиршество приходит нежданный гость и требует прекратить застолье. Не чума ли это?

4. Узорный покров (Моэм)

Эпидемия у Моэма — не аллегория, а реальность. Роман переносит читателя в китайскую (актуально!) провинцию, в которой двум главным героям предстоит переживать непростой период их совместной жизни. За окном — холера, с которой борется главный персонаж, дома — непростые отношения с женой. Главными темами в романе, как и во остальных произведениях Моэма, выступают внутренний мир и переживания персонажей. Окружающая обстановка — лишь место, в котором героям предстоит понять себя и взглянуть по-новому на привычные вещи и близких людей. Сможет ли жизнь в другой части света и борьба с холерой спасти брак? Большой вопрос.

5. Король Чума, Маска красной смерти (По) 

Пожалуй, все рассказы Эдгара По проникнуты экзистенциальным ужасом, но в этих двух темы борьбы жизни со смертью выходят на первый план.

В новелле «Король Чума» два матроса оказываются в безлюдном поражённом эпидемией Лондоне. Напившись до бесчувствия, они отправляются на прогулку к главному оплоту чумы, где встречают таинственного короля Чуму. Вопрос в том, удастся ли им сбежать живыми?

«Маска красной смерти», как и остальные произведения Эдгара По, очень символична. Средние Века, разгар эпидемии, люди умирают сотнями. Принц Просперо спрятался в своём замке, пытаясь обхитрить чуму, и устроил маскарад для знати, но загадочный гость тоже надел маску…

6. Декамерон (Боккаччо) 

«Декамерон» — собрание из ста новелл Боккаччо, события которых разворачиваются в Италии XIV века. Флоренция охвачена чумой, и компания из трёх благородных юношей и семи дам уезжает из города, надеясь спастись от смертоносной заразы. Читатель наблюдает за бытом людей, которые всячески пытаются вести привычный им образ жизни. Герои создают особые правила поведения, подобные законам отдельного государства, распорядок дня и придумывают развлечения, чтобы избавиться от тяжёлых мыслей. Автор показывает особенности жизни разных слоёв общества в столь непростое время. Главное, что объединяет всех людей, — страсть к жизни у порога смерти.

7. Шерлок Холмс при смерти (Дойл) 

В этом коротком рассказе Артура Конан Дойла взгляд на эпидемии ориенталистичен: восточную лихорадку с далёких островов привозят в родную Англию. Типичное колониальное мышление, когда далёкое и неизвестное представляется опасным. Можно заметить противопоставление культур в том, что Ватсон, западный доктор, не может распознать таинственную восточную болезнь. 

Если интересна более современная версия, то именно этот рассказ лёг в основу сюжета 2 серии 4 сезона сериала «Шерлок», где роль убийцы исполнил Энди Серкис, лучше всего известный обычным кинозрителям по роли Голлума. 

8. Пандемия (Тилье) 

Современные авторы тоже периодически обращаются к теме эпидемий: в 2016 году французский писатель и сценарист Франк Тилье написал детектив «Пандемия». Всё закручивается с первых страниц: речь идёт о санитарной тревоге, вирусе, мёртвых лебедях, возможно — биологическом оружии (а может и нет?). Поскольку название вируса в книге не похоже на COVID-19, нельзя назвать детектив пророческим, однако из повествования можно узнать о том, как, по мнению автора, от вируса защищаются профессионалы. В общем, написано в лучших традициях современных зарубежных детективов. Не зря одна из книг автора, «Комната мёртвых», получила премию читателей на фестивале детектива в Лионе. 

9. Крысолов (Цветаева) 

Средневековая легенда рассказывает о городе (предположительно, это немецкий город Гамельн), куда крысы принесли чуму. Чтобы от них избавиться, горожане наняли крысолова. Когда он вывел крыс из города, подчинив их своей волшебной игрой на флейте, горожане отказались ему платить. Тогда крысолов снова сыграл на флейте, уведя из города уже не крыс.

Цветаева оставалась в России в годы Гражданской войны, пережив и голод, и эпидемию тифа, которая упоминается в поэме. Легенда в интерпретации Цветаевой удивительна: поэтесса пытается понять крысолова. Центром истории, помимо страшной эпидемии, основанной на легендарной Чёрной смерти, становится противостояние поэта и общества.

10. Две чумы (Быков) 

Осторожно, политический подтекст!

Пока мы прячемся от коронавируса на карантине, эта эпидемия уже успела проникнуть в современную поэзию. О самой злободневной пандемии пишет Дмитрий Быков в стихотворении «Две чумы». Из строк стихотворения мы узнаём, что с новой пандемией пришло и двоевластие: «В России правят две чумы», — утверждает Быков. При чём одна из них явно сильнее, и у поэта на эту тему не самые радужные ожидания:

Осталось мужество призвать,
Разбить о камни лиру-с
И высшей формою признать
Неистребимый вирус.

Как вирус ведёт политику с ещё одним королём, чья корона тяжелее, — читаем в стихотворении «Две чумы». 

Над подборкой работали Анна ШипильДарья КаневскаяЕвсей РыбаковКристина БояковаЯна АксёноваКлавдия Чернилевская