Нетворкинг и деловые коммуникации

10 апреля, 2020
Содержимое
В последнее время о нетворкинге всё чаще говорят в студенческом и профессиональном сообществах. Проводятся различные мастер-классы, мероприятия и онлайн-курсы, посвящённые овладению этим навыком. О том, что такое нетворкинг и чем он отличается от навыков деловой коммуникации —  в статье HSE Press.

Нетворкинг (англ. “net” — «сеть» + “work” — «работа») — это коммуникация, направленная на установление новых знакомств и поддержание обретённых полезных связей. Считается, что чем шире ваш круг общения, тем выше вероятность того, что кто-то знакомый пригодится вам для карьеры или бизнеса.

Нетворкинг: критический взгляд

Искусство общения — не то же самое что нетворкинг, но его неотъемлемый компонент, «мостик» к обретению полезных связей.

Существуют различные книги, в которых описаны «правила нетворкинга». Они содержат конкретные рекомендации и призваны помочь оптимизировать стратегии поведения в деловых ситуациях. Что подразумевается под оптимизацией? Каждое пособие по нетворкингу предлагает собственную «общую систему принципов»; её применение лежит на плечах читателей. В повседневной жизни человек вынужден виртуально или лично вступать в коммуникацию. Означает ли это, что наработанных жизненным опытом навыков недостаточно для нетворкинга? Вопрос скорее философский.

Авторы, предлагающие универсальные правила нетворкинга, основываются на предпосылке: человеческое поведение предсказуемо. Внутренняя организация человека подчиняется законам психологии. Коммуникативную грамотность, как и, например, «финансовую» или «цифровую», относят к навыкам, без которых современному человеку будет сложно.

Распространено мнение, что харизма — либо есть, либо её нет (то есть не дано природой), и что интровертам сложнее вступать в социальные взаимодействия, чем остальным. Однако существуют книги (к примеру, “Taking the Work Out of Networking: An Introvert's Guide to Making Connections That Count”), написанные специально для интровертов. Разделение навыков на “soft-” и “hard skills” не вызывает возражений. Связь между нетворкингом как soft skill и идеей успеха кажется логичной, однако она не очевидна. Установка на саморазвитие через овладение чётким набором навыков вынуждает людей обратить внимание и на нетворкинг. Если нетворкинг — это влияние на людей и обретение «друзей» на пути к профессиональному успеху, то можно ли считать нетворкинг самым корыстным навыком?

Стратегическое обретение нужных связей помогает выстроить социальную сеть, состоящую только из людей, способных. Членство в абстрактной «индивидуальной социальной сети» даёт неоспоримое преимущество — список людей, к которым можно обратиться с просьбой или любым вопросом. Нетворкинг, таким образом, не синоним достижения успеха, а своего рода социальный капитал.

Ставить знак «равно» между коммуникационными навыками и нетворкингом неверно, потому что второе — более широкое понятие, включающее в себя первое. Непосредственное отношение к коммуникационным навыкам имеют харизма, искусство общения, психология.

Где искать людей?

Поскольку речь идёт об офлайн-нетворкинге, то возникает вопрос: где же искать контакты? Во-первых, можно ходить на любые мероприятия и заводить полезные связи в подходящей для этого ситуации. Ведь зачастую люди общаются после городских лекций, практикумов, фестивалей. Во-вторых, можно выбирать и посещать мероприятия, на которых собирается интересный вам круг людей. Это могут быть профессиональные выставки, конференции. На мероприятиях, соответствующих вашему профилю, формируется контингент из людей, благодаря которому впоследствии можно узнать «инсайдерскую информацию».

Не стоит забывать о тренингах и мастер-классах по интересующей вас тематике. На образовательные мероприятия ходят, как правило, люди, заинтересованные в карьерном успехе и изначально настроенные на знакомство с единомышленниками. Акселераторы и инкубаторы могут привлечь тех, кто видит своё будущее в предпринимательстве, стартапе, а также любой проектной деятельности.

Учат ли нетворкингу в Вышке?

Деловые коммуникации — не то же самое, что нетворкинг. Нетворкинг более неформален, нечётко детерминирован и не регламентирован какими-либо стандартами. Овладение деловыми коммуникациями — компетенция, а не навык.

На некоторых образовательных программах читаются курсы по деловым коммуникациям; большинство из них имеют статус «по выбору». Например, на ОП «Бизнес-информатика» — это «Деловые коммуникации», на ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» — курсы «Межкультурная деловая коммуникация», «Корпоративная культура и деловая коммуникация», и курс «Деловые коммуникации и управление конфликтами» на ОП «Менеджмент». Студенты ряда образовательных программ могут включить в свой индивидуальный план курс из списка, утвержденного образовательной программой.

Преподаватели кафедры управления человеческими ресурсами, входящей в Школу бизнеса и делового администрирования, читают курсы по деловым коммуникациям и смежным с ними областям на бакалаврских программах «Маркетинг и рыночная аналитика», «Управление бизнесом» и «Менеджмент», а также на магистерской программе «Управление человеческими ресурсами». 

Кроме того, проект «Вышка+» предлагает такие программы, как «Практика делового общения» и «Самопрезентация и убеждающая коммуникация». По итогам этих краткосрочных программ выдается удостоверение о повышении квалификации. Обучение платное, отзывы на сайте не представлены.

Наряду с платными курсами «Вышки+», которые могут пройти только студенты и аспиранты НИУ ВШЭ, обучиться техникам деловой коммуникации можно на программах дополнительного и бизнес-образования. Так, например, программа повышения квалификации «Основы деловой коммуникации и ораторское искусство» направлена на «установление доверительных отношений с партнерами и коллегами». Таким образом, в Вышке помимо мероприятий, проводимых в её стенах, есть курсы, обучающие навыкам деловой коммуникации.


Автор: Кристина Боякова
Редактор: Ольга Колесникова, Константин Матвеев