Всезнайка в кадре: как в кино и сериалах изображаются «ботаники»

14 апреля, 2020
Содержимое
Очки, куча книг и только отличные оценки. Архетип «зубрилки» еще в прошлом веке стал частью поп-культуры и с тех пор прошел длинный путь. HSE Press разбирается, как видят нердов киноделы.

Киноиндустрия сильно повлияла на то, как мы воспринимаем умных людей. Мы не сомневаемся в их достоинствах — умные создают корпорации, спасают мир и изобретают лекарства. Но учась в школе или университете, они нередко становятся объектами травли. Образ ботаника существовал в кинематографе и раньше, но распространился благодаря фильмам и сериалам 80-х.

В 1984 году на экраны вышла «Месть полудурков» или же «Revenge of the Nerds». Гилберт и Льюис, главные герои комедии, поступают в колледж с надеждой, что не встретятся там с травлей и непониманием. Но все оказывается наоборот: «спортсмены» ненавидят «ботанов», не имея на это объективных причин. Тогда умники решают объединиться и доказать всему миру и самим себе, что быть ботаном — круто.

Фильм стал не просто насмешкой над «кастовой» системой американских учебных заведений, но и по-настоящему популяризировал образ нерда. Комедию можно назвать одним из идейных вдохновителей «Теории большого взрыва».

«Месть полудурков»

Кадр из фильма «Месть полудурков»

Аутсайдеры привлекательности

Режиссеры часто отказывают ботаникам в том, чтобы быть сексуальными, а также уводят их от типичных представлений о феминности и маскулинности.
 
Главные герои «Теории большого взрыва» максимально далеки от типичных образов мачо: Леонард и его друзья не имеют ни атлетичных тел, ни уверенности в себе. Они невероятно умные, но при этом до ужаса социально неловкие. В личной жизни у героев застой, зато они знают клингонский.
 
Ситком воспроизводит укоренившийся стереотип о том, что быть умным — значит быть некрасивым и неспортивным неудачником с проблемами в личной жизни. И хотя в поздних сезонах главные герои состоят в отношениях или даже женятся, они остаются все теми же чудиками: любят «Стартрек» и супергероев, играют в настолки и посещают фанатские сходки. 
 
Во многих фильмах и сериалах ум противопоставляется популярности и привлекательности, хотя на самом деле это не антонимы. На разрушении этого стереотипа построен архетипичный сюжетный ход — так называемый «makeover».

«Теория большого взрыва»

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»

Makeover как решение всех проблем

Типичный makeover-муви – это интерпретация истории про Золушку: незаметная дурнушка-отличница меняет очки на линзы, наносит макияж, переодевается… и получает все. К ней разом приходят популярность, успех и самый красивый парень школы. Этот сюжет используется в огромном пласте кино и сериалов: от российского «Не родись красивой» до американских «Дневников принцессы». 

Makeover часто стирает личность ботаников и жертвует их индивидуальностью в угоду общественным канонам. Такие фильмы как бы говорят: «какими бы умными и интересными людьми вы ни были, вы не достойны счастья и популярности, пока вы не впишитесь в общепринятые стандарты красоты». Подобное случается с героиней Сандры Буллок из картины «Любовный напиток № 9», которая на фоне модниц выглядела серой мышкой в очках и с монобровью. Однако нельзя сказать, что героиня не была привлекательна до перевоплощения в элегантную модницу. 
 
Странно, что этот популярный троп подразумевает, будто за внешним преображением незамедлительно следует и внутренне, хотя на самом деле макияж и выпрямленные волосы не являются средством от застенчивости и неуклюжести.

Ботаники больше не неудачники

«Половое воспитание»

Кадр из сериала «Половое воспитание»

Но образ ботаника эволюционирует. И хотя стереотип о ботанике-неудачнике все еще на плаву, сценаристы современных фильмов и сериалов все чаще отказываются от противопоставления ума и популярности.
 
Главный герой «Полового воспитания» Отис начинает консультировать учеников своей школы в качестве сексолога. Тихий и незаметный ботаник становится известен именно благодаря интеллекту и знаниям. И согласитесь, пришедшая к Отису популярность ­­­— это результат долгой эволюции образа нерда на экране.
 
Бунтарка Мэйв тоже разрушает сложившийся стереотип об умниках. Мейв умна настолько, чтобы писать сочинения за одноклассников и брать за это деньги или участвовать в интеллектуальных состязаниях. Она не ботаник в привычном понимании: героиня выходит за рамки типичного образа, сочетая в себе интеллект и бунтарство, ответственность, пирсинг и цветные волосы. Ей не нужно волшебное преображение, чтобы быть принятой обществом. Она самодостаточна настолько, чтобы ценить свой ум и индивидуальность вне зависимости от одобрения социума.

«Гарри Поттер и тайная комната»

Кадр из фильма «Гарри Поттер и тайная комната»

Клеймо всезнайки со временем перестает быть чем-то постыдным или пугающим. Все больше фильмов и сериалов доказывают, что интеллект — это действительно сила. Где бы был Гарри Поттер, не будь рядом Гермионы? Кстати, школьная «зубрилка» построила карьеру и стала Министром магии.

Тони Старк из «Железного человека», Шури из «Черной пантеры», Шерлок, Джо из «Маленьких женщин, Доктор Кто, Лиза Симпсон.
 
Smart is the new sexy. И ботаник в кино — уже не обязательно аутсайдер.


Автор: Анастасия Кочеткова
Редактор: Елизавета Алешина, Анастасия Буракова