Гуманитарная наука на карантине

30 апреля, 2020
Содержимое
В условиях карантина все мы столкнулись с различными трудностями. Иногда, чтобы справиться с ними, нам нужно понять, что мы не одни. HSE Press поговорили с несколькими студентами-гуманитариями и узнали, как они справляются с написанием курсовых работ при закрытых библиотеках и архивах, с какими проблемами сталкиваются, видят ли плюсы в самоизоляции и хотели бы они перенести дедлайны. 

Ян, 2 курс магистратуры «История современного мира» НИУ ВШЭ

Участник франко-российской программы двойного диплома, осуществляемой совместно с Парижской Высшей школой исследований по социальным наукам

Ян

Мой магистерский диплом посвящен исследованию образовательных и воспитательных практик представителей правящих династий Российской и Французской империй во второй половине XIX века. Если говорить о том, повлияло ли как-то на мои планы закрытие библиотек и архивов, то можно сказать о двух вещах. Во-первых, в текущем учебном году я сталкиваюсь с подобной ситуацией не впервые. Как известно, в декабре 2019 года во Франции проходили национальные забастовки против проведения пенсионной реформы. Уже тогда у меня не было возможности попасть в читальные залы национальных архивов Франции, а библиотеки были переведены на особый режим работы. Если же говорить о текущей ситуации, то да, проблемы есть. Мне, как исследователю XIX века, оказалась недоступна большая часть документов. Однако около 70% нужного мне архивного материала есть в электронном формате, потому что когда-то я фотографировал часть материала, сканировал его. Чуть менее позитивным кажется закрытие библиотек, ведь  за время обучения в Вышке я привык заниматься именно в читальных залах. Там я могу сконцентрироваться именно на тексте, окружить себя нужной литературой и работать непосредственно с текстом диссертации. 

Сейчас в нашем распоряжении находится огромное количество баз данных национальных и региональных библиотек и архивов. В моём случае это те информационные ресурсы, которые предоставляют Вышка и Высшая школа социальных наук в Париже. Это электронная библиотек «Галлика» на базе Национальной библиотеки Франции, каталоги Государственной публичной исторической библиотеки и возможность заказать электронные копии необходимых мне изданий в Российской государственной библиотеке им. Ленина. В общем, на сегодняшний день варианты есть, и это прекрасно. Одновременно несомненно положительным мне видится факт обращения многих людей, находящихся на самоизоляции, к чтению книг, к научно-популярной и исследовательской литературе, повышение интереса к истории разных государств и эпох. Мне, как историку, кажется, что это очень хорошая тенденция, которая отчасти позволяет актуализировать проводимые нами исследования. 

Артемий, 3 курс программы «История» НИУ ВШЭ

Артемий

Я пишу курсовую на тему «Отражение младотурецкой революции в британской прессе». Закрытие библиотек и архивов сильно изменило мои планы. Я не могу продолжать работу над курсовой, потому что Центр социально-политической истории, филиал «Исторички» на Ботаническом саду, закрылся, а там находились все мои источники. Я не успел их сфотографировать и поэтому не могу продолжать работу и не знаю, что мне делать. Надеюсь, научный руководитель скоро поможет мне разобраться в этой ситуации. 

Карантин не сделал мою жизнь проще и в организационном плане, я трачу на учёбу столько же времени, сколько раньше, просто стало непривычно. До этого у меня было ограниченное количество времени, которое я уделял учёбе, когда ездил в университет. Сейчас всё это заморозилось, и непонятно, как устраивать свою жизнь. Это очень напрягает, ты не можешь встроиться в заочный образовательный процесс, потому что у некоторых людей не очень получается работать из дома — например, у меня. Дом — это место, где я обычно отдыхаю и провожу время вне учёбы, вести отсюда образовательный процесс сложно. Мне не нравится дистанционное обучение, я бы с радостью всё вернул обратно. 

При этом я не уверен, что стоит переносить срок сдачи курсовых, так как потом на осень может наложиться куча всего. Всем четырём курсам моего направления присылали гугл-опрос, в котором мы могли проголосовать, переносить или не переносить дедлайн (опрос был проведён в конце марта–начале апреля Студенческим советом ФГН — прим. HSE Press). Я не стал голосовать, потому что не уверен, как в этой ситуации стоит поступить. Я боюсь, что осенью четвёртого курса уже будет не до курсовой, поэтому я бы предпочёл сдать её в этом учебном году. Правда, ситуация сильно зависит от открытия библиотек в ближайшее время. Если же они будут закрыты до лета, то придётся найти способ сократить курсовую работу до минимальных размеров, чтобы её просто приняли и поставили оценку.

Марина, 1 курс магистратуры по политологии Балтийского федерального университета им. Канта

Марина

Я занимаюсь политикой памяти о суфражистском движении в Великобритании в начале ХХ века. Магистратура, да и в целом учёба в университете, подразумевает в том числе и самостоятельное обучение, поэтому важно уметь организовать своё время. Объём заданий увеличился, однако для студентов это как некий вызов: способны ли мы быстро приспособиться к изменяющимся условиям или нет. Магистрантам особенно трудно, так как приходится сочетать работу, учебу и личную жизнь. Зачастую на последнюю составляющую приходится уделять мало времени из-за огромного количества заданий. 

Довольно часто я использовала библиотеку как площадку для написания научных работ. Атмосфера там настраивает на активную работу, ты ни на что не отвлекаешься, сейчас в этом плане стало сложнее. К тому же, если понадобятся материалы из архивов или библиотек, то придётся обходиться без них. Говорят, что будет открыт онлайн-доступ, но проблема в том, что многие архивные документы не отсканированы. Однако если бы была возможность перенести дедлайны курсовых на осень, я бы отказалась. Обычно я работаю по принципу «чем ближе дедлайн, тем активнее и продуктивнее идёт работа». Представим, вот все задания переносятся на лето, а там уже отдыхать хочется, встретиться с родными и друзьями — уже будет не до магистерской.

Диля, 3 курсы программы «История искусств» НИУ ВШЭ

Диля

Я занимаюсь японским искусством послевоенного времени, отчасти даже 1990-х годов. Во многом благодаря специфике временного промежутка достаточно нужных мне источников есть в интернет-архивах. Например, вчера я нашла в интернете некоторые спектакли, видео- и арт-работы, плакаты. Насчёт литературы, можно сказать, что мне повезло, точнее, что я сама постаралась. Дело в том, что тему курсовой я выбирала самостоятельно и планировала заниматься ещё и летом. Летом я особо не продвинулась, но позаботилась о литературе, и мне удалось добыть редкий источник, который был только в одной библиотеке. Моя знакомая, которая там была, сфотографировала его для меня, так что главный литературный источник для моей работы есть. Также я нашла две довольно больших и полезных книги в интернете, но они, конечно же, выложены не полностью. Их можно купить, но одна стоит адекватных денег (15–16 долларов, кажется) а другая — 4000 рублей, и, конечно, покупать её я не буду. 

В общем, мне повезло, у меня всё не так плачевно, и, даже если литературы будет мало, качество работы не сильно снизится. В идеале, если бы были открыты библиотеки, какие-то фонды и прочее, я бы точно смогла добыть всё нужное, и было бы классно. С другой стороны, сейчас у меня сейчас есть куча свободного времени, когда я могу всё это добро читать, вникать, писать и осмыслять. В нормальном учебном темпе не факт, что у меня было бы на это время. Сейчас я немного успокоилась, у меня нет стресса по поводу курсовой, я понимаю, что всё успею и сделаю. У меня есть ещё много времени, чтобы нормально подготовиться к защите и сделать всё максимально качественно. Но при этом очень трудно заставить себя работать, потому что дома есть куча отвлекающих дел: готовить еду, листать книжки, читать какие-нибудь новости, мемы. Поэтому во время учёбы я иногда даже приезжала пораньше, чтобы посидеть в библиотеке.

Я была бы против, если бы дедлайны курсовой насильно передвинули всем. Я прекрасно понимаю, что летом я хочу отдыхать. Всё ещё надеюсь, что к середине лета вирус пойдёт на спад, всё вернётся в норму, и мне не придётся заниматься ещё и курсовой работой. Тем более я знаю, что не буду заниматься ей качественно и готова сдать её в конце учебного года, чтобы навсегда о ней забыть. В то же время я отлично понимаю, что есть ребята, которым нужны библиотеки, архивы и интервью, и им как раз необходимо передвинуть дедлайн. Было бы здорово, если бы у всех был выбор: сдать курсовую сейчас или потом.

Больше историй можно услышать в нашем подкасте. Читайте и слушайте HSE Press и оставайтесь дома!


Авторы: Мария Парфеня, Денис Сметанин
Редактор: Дарья Ростова
Фото из личных архивов героев