Снаружи взаперти: как живут вышкинцы, застрявшие за рубежом. Часть 2

1 мая, 2023
Содержимое
Коронавирус изменил все наши планы и заставил остаться дома. Пару месяцев назад студенты НИУ ВШЭ уехали по обмену за границу. Они совершенно по-другому представляли себе эту поездку, думали о предстоящей увлекательной учебе, а не о распространяющемся вирусе. Сейчас студенты оказались в четырех стенах в другой стране. Мы продолжаем блок историй от вышкинцев, которые уехали за границу по программе академической мобильности. Они рассказывают, какие потрясения пережили, почему не хотят возвращаться домой и как их поддерживает Вышка.

Вика Сакальская

Медиакоммуникации, 3 курс бакалавриата

В Нидерландах с 1 февраля

Фото из личного архива Вики

Меня зовут Вика, и я уехала по обмену в Неймеген.

О студенческой жизни в Нидерландах и ожиданиях от поездки

Я живу в так называемом общежитии, хотя наш университет его не предоставляет, как это делает Россия. Оно похоже на студенческий городок, где молодые ребята из других стран могут недорого снимать жилье. На этаже живет 15 человек, есть кухня и туалет. Комната рассчитана на одного человека. Если честно, в кампусе почти нет никаких средств защиты. Только иногда нам присылают электронные письма о том, что можно делать, а что нельзя. Например, нельзя приглашать гостей в комнаты и на этаж, нельзя устраивать вечеринки. Раньше наше общежитие было самым тусовочным. Каждую неделю было по три-четыре вечеринки на 40-50 человек, как в кино. Я была в восторге первые два месяца, но с введением карантина мы перестали их устраивать.

Мой университет перешел на дистанционное обучение до первого июня. Это правильное решение, но я расстроилась, узнав об этом. Когда я ехала в Нидерланды, я была готова впитать в себя дух студенчества, много болтать на английском, ходить в университет, сидеть на траве и пить кофе, как в американских фильмах.  Но что поделать — коронавирус. Я могла вернуться домой и изучать все дисциплины там, но я не хотела этого делать. Условия жизни в Нидерландах намного лучше, чем в России.

Программа по обмену превратилась в одну большую шутку надо мной, но это запомнится надолго. Все равно это хороший опыт.

После первого июня мы должны будем проучиться еще полтора месяца, поэтому я надеюсь наверстать упущенное.

О дистанционке и пикниках с друзьями

Один из недостатков онлайн занятий — это необходимость самодисциплины. Порой очень сложно встать, заставить себя что-то делать. Я сплю до обеда, потому что никто меня не поднимет, никакого расписания нет. Сейчас есть график, который я сама себе составляю или не составляю. Из плюсов — я могу делать то, что захочу. Я, наконец, могу медитировать и заниматься спортом, на что раньше не хватало времени. Я могу заниматься учебой по ночам, когда я более эффективна.

Я не соблюдаю режим самоизоляции на 100%. Я выхожу побегать, покататься на велосипеде. Еще я встречаюсь с подругами, потому что уверена, что они не болеют. Мы встречаемся только друг с другом, больше ни с кем не контактируем. В основном, мы ходим на пикники и держим дистанцию. Мы не пьем из одних кружек, не обнимаемся, как делали это раньше.

Лично для меня невозможно соблюдать самоизоляцию в комнате 4-на-6 метров. Я скучаю по многим людям, но стараюсь ограничить контакт с большинством из них.

Фото из личного архива Вики

О страхе и решении остаться за границей

Я стараюсь не переживать по поводу ситуации с коронавирусом. Конечно, если мама позвонит в панике и скажет мне: «У вас 1000 заболевших за сутки», я могу понервничать. Если солнце светит, я проснулась и не думаю об этом, то я забываю о коронавирусе и живу обычной жизнью. Если я не кашляю с утра, то мне не страшно. Да, в Нидерландах много заболевших, но паника зомбирует. Она ни к чему хорошему не приведет.

У меня есть близкая подруга, которая приехала из Италии. Ее семья живет ровно в том районе, который был заблокирован первым. Ее родители уже давно находятся на жестком карантине, работают удаленно и совсем не выходят из дома. Поначалу она очень переживала, сейчас уже относится к этому спокойнее, потому что с родителями все в порядке. Многие уехали домой со слезами на глазах, потому что успели сдружиться. Есть те, кто успел влюбиться за эти два месяца. Из-за коронавируса им пришлось расстаться или перейти на отношения на расстоянии. Я сама нахожусь в таких отношениях, это психологически тяжело.

Мы много шутим на тему коронавируса, потому что это самый легкий способ преодолеть страх. Нас не хватит надолго, если мы будем сидеть и бояться.

Я задумалась о возвращении домой на одну секунду, потому что скучаю по родителям и друзьям. Но даже если сам Владимир Владимирович позвонит мне и скажет: «Вы последний человек, который остался здесь, возвращайтесь», я отвечу: «Нет!» Мне здесь очень нравится, и я не вернусь, пока не закончится мой учебный год, до июля точно. Я каждый день разговариваю с мамой, папой и парнем по WhatsApp. Мне так не хватает родных объятий, жаль, что не существует телепорта.

Об отсутствии поддержки от Вышки

Вышка никак меня не поддерживает. Когда все университеты присылали сообщения моим однокурсникам, Вышка ничего мне не написала. Все Home Universities (университеты, из которых приехали иностранные студенты) присылали сообщения с вопросами: «как у вас дела, хотите ли вы вернуться», ребята начали об этом думать.

Я специально заходила на почту, смотрела, есть ли письмо от моего родного университета, но ничего не было. Я случайно увидела статью, в которой была полезная информация для студентов мобильности, я сама разобралась, что делать. А если бы я не увидела эту статью, если бы я не зашла на этот сайт?

Только спустя две или три недели мне прислали письмо «Ваша безопасность на академической мобильности». Тогда у нас уже было около 5000 зараженных. К этому моменту мы должны были быть дома, а не получать первое сообщение от университета.

Мне кажется, что Вышка должна была позаботиться о нас намного раньше. Я всегда защищаю мой университет и спорю с тем, кто посягает на его достоинство, но конкретно в этой ситуации я огорчена.


Катя Степанова

Городское развитие и управление, 2 курс магистратуры

В Италии с 18 февраля

Фото из личного архива Кати

Меня зовут Катя, и я уехала по обмену в Милан.

О карантине в Италии и виртуальном обучении

С 9 марта по всей стране введен карантин. Если ты выходишь из дома, нужно обязательно надевать маску. Раньше я могла заниматься спортом на улице, сейчас уже нельзя.

Моя знакомая недавно вышла из дома на пробежку, и ее оштрафовали на 400 евро.

Перед магазинами выстраивается очередь, и охранник запускает по три-четыре человека внутрь. При входе все обрабатывают руки и надевают полиэтиленовые прозрачные перчатки. В некоторых магазинах даже проверяют температуру и обрабатывают тележки. В самом магазине люди держат дистанцию один-два метра.

Моя учеба должна была начаться 24 февраля здесь, в Италии, в политехническом университете. Однако с начала марта мы занимаемся в виртуальном классе. Сначала это было сложно, но сейчас мы привыкли, и даже есть свои плюсы. Можно проснуться за 5 минут до пары, в постели включить компьютер и оказаться на лекции. Удобно, что не надо тратить 2-3 часа на дорогу. Я могу посвятить это время другим делам.

Но мне не хватает личного общения. Я не знаю своих однокурсников, потому что у нас не было ни дня учебы в самом университете.

Когда я приехала в Италию, сразу ввели режим ЧС, и мы перешли на дистанционное обучение. Также тяжелее задать вопрос преподавателю. Когда в виртуальном классе много студентов, преподаватель просит выключить микрофоны. Я не могу поднять руку и спросить что-то, когда хочу, как это бывает в обычном классе.

Об одиночестве и возвращении домой

Я живу на карантине уже месяц, изоляция проходит нормально. Вообще я сняла комнату, но моя соседка не успела пересечь границу, так как Италию закрыли. Я живу одна в двухкомнатной квартире в спальном районе Милана. У меня много работы, учебы, онлайн курсов.

Я максимально себя нагрузила, чтобы было психологически комфортно. Когда ты заполняешь свой день какими-то задачами, грустить просто некогда.

Сейчас я выхожу только в ближайший супермаркет.

Ситуация в мире меня пугает больше, чем в Италии, потому что коронавирус стал глобальным явлением. Меня пугает, что это может затянуться. Я понимаю, что у меня мало шансов заболеть, но этот кризис затрагивает моих пожилых родственников. К счастью, среди моих знакомых нет тех, кто заболел коронавирусом.

Фото из личного архива Кати

Я не пыталась вернуться домой, потому что настроилась пережить этот кризис в Италии. К тому же я оплатила квартиру на несколько месяцев вперед и сдала документы правительству. Когда я их получила, Россия уже закрыла авиасообщение с Италией.

Больше половины студентов успели уехать в свои страны до того, как Италию закрыли. Сейчас они занимаются онлайн с нами из дома. Все достаточно спокойно и адекватно воспринимают ситуацию, соблюдают самоизоляцию, работают. Все идет своим чередом, несмотря на то, что в мире творится такая непонятная ситуация. Многие ребята живут в общежитии Милана. Я думаю, им спокойнее, потому что они могут поддерживать друг друга. Меня поддерживают родственники. Мы общаемся по видеосвязи.

Если бы не Интернет, я бы чувствовала себя очень и очень одиноко.

О поддержке от преподавателей Вышки

Мои преподаватели из Вышки, которые были в курсе, что я уезжаю по обмену, тоже волновались за меня. Они спрашивали, как у меня дела, как обстановка, как здоровье.

Сотрудники учебного офиса и международного отдела тоже писали мне. Они даже выпустили специальную памятку, как действовать за рубежом. В целом, я не чувствую себя оторванной от своей страны, друзей и университета. Все в порядке, но я надеюсь, что вся эта ситуация скоро закончится как в Италии, так и в России, и во всем мире.

Это большой кризис во всех смыслах этого слова. Все вместе мы его переживем.


Автор: Кристина Черных
Редактор: Анастасия Буракова, Константин Матвеев

Другие истории вышкинцев, оказавшихся за границей во время пандемии, читайте в первойтретьей и четвертой частях тематического блока.