Чайковский против всех

6 мая, 2023
Содержимое
После уроков литературы у школьников в голове часто остается стереотип «Великие люди были великими с рождения». Они вроде и слабостей не имели, и служили только музам правды и красоты, а для создания великих произведений им достаточно было лишь ухватить вдохновение. В день 180-летия Петра Чайковского разбираемся, с какими сложностями в своей жизни столкнулся композитор, прежде чем стать «великим русским».

Любовь к музыке возникла у Петра Ильича неслучайно. Его родители любили музыку: мать в юности играла на арфе и фортепиано, а отец — на флейте. Уже в пять лет Петр научился играть на фортепиано. Нотную грамоту освоил к восьми годам. В детстве с ним занималась крепостная девушка, которая обучалась грамоте и музыке на медные деньги (устар. ‘скудные средства’).

Несмотря на «семейную» любовь к музыке, все родственники надеялись, что в семье растет военный офицер и все, кроме отца, были категорически против поступления Петра в консерваторию. В 12 лет он успешно сдал вступительные экзамены в «настоящий» класс Императорского училища правоведения в Санкт-Петербурге. Там он проучился до 19 лет, после чего пошел работать в Министерство юстиции, одновременно продолжая заниматься музыкой. В это же время он часто посещал оперный театр.

 

20-ый выпуск Императорского училища правоведения. 1859 год. Чайковский 7-ой слева в нижнем ряду.
Фото: Tchaikovsky Research

Еще во время учебы Илья Петрович нанял для сына преподавателя игры на фортепиано — Рудольфа Кюндингера. Отец тайно советовался с Кюндингером о том, сможет ли сын совмещать училище и занятия музыкой, на что получил недвусмысленный ответ: «Музыкального таланта нет, для музыкальной карьеры он не годится, да и поздно начинать — ему скоро двадцать один год». Позже Кюндингер пожалел о том, что был так категоричен: «Если бы я мог предвидеть, кто выйдет из тогдашнего правоведа, то вёл бы дневник наших уроков с ним». 

В 21 Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (позже — Санкт-Петербургская консерватория). Родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: «Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!», когда ради музыки племянник оставил службу в Министерстве юстиции. 

Чайковский позже писал об отцовской реакции: «Не могу без умиления вспоминать о том, как мой отец отнесся к моему бегству из Министерства Юстиции в Консерваторию. Хотя ему было больно, что я не исполнил тех надежд, которые он возлагал на мою служебную карьеру, хотя он не мог не огорчиться, видя, что я добровольно бедствую, ради того, чтоб сделаться музыкантом, но никогда, ни единым словом не дал мне почувствовать, что недоволен мной…»
 
Возвращаясь к теме бедствования. Чайковский взялся за создание «Лебединого озера», как он сам писал, «отчасти ради денег <...> отчасти потому, что … давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Все ожидали, что Чайковский откажется, но он согласился и принялся за дело с большим усердием. Петр Ильич создал легендарный балет, но при жизни композитора даже «успешным» его назвать было нельзя. Постановку осуществлял человек, балеты которого на протяжении нескольких лет неизменно проваливались. Премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля 1877 году на сцене Большого театра. Постановка имела плохую прессу и фактически провалилась. 

Чайковский скрывал переживания по поводу неудачи своего первого балета. А после его отъезда из Москвы труппа театра начала позволять себе вольности — заменять музыку Чайковского вставками из других балетов. «Хорош мой балет или плох, но мне хотелось бы одному нести ответственность за его музыку», — говорил композитор.

В январе 1869 года в Большом театре состоялась премьера оперы Чайковского «Воевода». Казалось, что всё прошло успешно: публика осталась довольна. Сам же композитор решил по-другому: через несколько лет он практически полностью уничтожил произведение. Осталась лишь небольшая часть материала. Такая же участь постигла и оперу «Ундина». Для «Лебединого озера» частично использовалась ее партитура (нотная запись многоголосного музыкального произведения).

Композитор порой был категоричен и безжалостен в отношении собственного творчества. За примерно тридцать лет Петр Ильич Чайковский создал десять опер, из которых до нас дошли восемь. 

 

Чайковский в молодости

Говоря современным языком, «хейтеров» у Петра Ильича при жизни тоже хватало. Не все признавали тот факт, что Чайковский — великий композитор. Некоторые современники не видели в нем никакого таланта. Несколько отзывов о его творчестве:

«Как первый блин, вышло комом».
«Новое время», 1875 год. (На Концерт №1 для фортепиано с оркестром).

«Русский композитор Чайковский — без сомнения не истинный талант, а раздутая величина; он одержим идеей собственной гениальности, но не обладает ни интуицией, ни вкусом. В его музыке видятся мне вульгарные лица дикарей, слышится ругань и ощущается запах водки...».
Эдуард Ганслик. Neue Freie Press, Вена, 5 декабря 1881.

«Пятая симфония Чайковского — сплошное разочарование. Фарс, музыкальный пудинг, заурядна до последней степени. В последней части калмыцкая кровь композитора берет над ним верх, и сочинение начинает напоминать кровавый забой скота».
Musical Courier, Нью-Йорк, 13 марта 1889 года.

Несмотря на все неудачи, за время своей творческой карьеры композитор приобрел всемирную славу, творил практически во всех музыкальных жанрах, написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса. В Кембридже Чайковского без защиты диссертации удостоили звания доктора музыки, а Академия Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом. 

 

 

Статей о гениальности Чайковского хватает. Но мало кто различает за ширмой гениальности человека: человека, который ошибался, хандрил, иногда был груб, застенчив, любил музыку, верил в себя и одновременно бесконечно сомневался. Может быть, помня об этом, мечущийся читатель перестанет сомневаться и наконец займётся музыкой, рисованием — чем угодно, просто потому что давно хочет, но никак не решается. А, может, бросит ненавистный университет и уйдет в море.

Абсолютно нормально, что не всегда получается достичь успеха с первого раза. Но не стоит злиться или принижать собственные заслуги, сравнивая себя с «великими», у которых все якобы получалась сразу только потому, что они «великие» с самого рождения. Как выясняется, это не так. 

Бонус: Запись голоса Чайковского

В конце статьи о Чайковском в нашей группе ВКонтакте есть также уникальная запись голоса композитора и его приятелей, записанная на фонограф Эдисона, с расшифровкой. Спешите послушать!


Автор: Кристина Врабий
Редактор: Анастасия Буракова