По стопам Гранже: Пассажир

31 мая, 2020
Содержимое
Жан-Кристофер Гранже получил мировое признание ещё в 1994 году, когда дебютировал с книгой «Полет аистов». Но в этой статье мы обсудим более поздний труд под названием «Пассажир», который был издан во Франции в 2011 году. Сегодня эту книгу можно прочитать в замечательном переводе Елены Головиной и Александры Ратай, который вышел в издательстве Азбука.

В центре сюжета – Матиас Фрер, он же Виктор Януш, Нарцисс, Ноно и Франсуа Кубела. История начинается  с того, что на месте эксцентричного убийства, в исполнении которого прослеживается мотив древнегреческого мифа про минотавра, был задержан человек с амнезией. Он был доставлен сотрудниками полиции в специализированный медицинский центр имени Пьера Жане в Бордо. Главный герой Фрер — искусный психиатр, которому было поручено прояснить в памяти пациента события той ночи. Врач приходит к выводу, что у новоприбывшего синдром «пассажира без багажа», а затем открывает этот синдром и у себя и решает начать поиски истинного, первоначального «Я». Это оказывается не так просто: героя преследуют таинственные люди в чёрном и полиция Франции, в это же время как становится известно об ещё одном мифическом убийстве.

Действия разворачиваются на родине Гранже, во Франции, и затрагивают улицы многих городов, например, Бордо, Ниццы, Марселя и Парижа. В книге вы увидите не стереотипную Францию с ароматными багетами из ближайшей булочной, а откроете для себя авторский взгляд на жизнь в этой стране, шагая по следам Гранже. Читатель знакомится с «изнанкой» Франции, где нищие, как язва, а подземная канализация — отдельный мир. 

Главный герой  предстаёт в образе жертвы-супергероя. «Жертва» самого себя (не стоит забывать, что в романе прослеживается психологизм),  «супергерой» из-за желания постичь настоящего себя. Несмотря на мрачность своих прошлых жизней, персонаж готов прожить их снова, в таком же страхе и в тех же обстоятельствах.

Другой главный герой — Анис Шатле, лейтенант полиции. На первый взгляд сильная, независимая и пробивная девушка, но автор одновременно описывает её и как одинокую женщину, способную наброситься на любого хотя бы немного симпатичного ей мужчину. А в какой-то момент читатель замечает, что Анис прониклась совсем не дружеской симпатией к знакомому ей Фреру, однако в этой книге нет места любви.

У этого произведения много неоспоримых достоинств. Автор, а за ним и переводчики используют доступный язык, что позволяет достаточно быстро вникнуть в сюжет, похожий на клубок, который нужно распутывать сантиметр за сантиметром. Ход событий точно не заставит соскучиться — книга затягивает, и в определённый момент происходит осознание того, что ты «бежишь» по страницам вместе с главным героем, листая всё быстрее и быстрее. На всём протяжении книги прослеживается чёткая и логичная цепочка событий, и у читателя не остаётся вопросов в отношении причин действий персонажей, все они обоснованы. 

Что касается недостатков, можно придраться только к темпераментам персонажей, которые иногда подталкивают их к  необдуманным решениям, но так героев видит автор. И несмотря на то, что это было наше первое знакомство с этим писателем, мы уверены, что не остановимся на этой книге и будем следовать по следам Гранже и дальше! Незаурядный сюжет со множеством поворотов позволяет поставить книге Жана-Кристофера Гранже «Пассажир» 9 из 10 по шкале Вышки, и редакция HSE Press рекомендует её к прочтению!


Автор: Мария Кривошеева
Редакторы: Ольга Колесникова, Анастасия Буракова