«Демография во всём» — интервью с магистрами-демографами

28 июля, 2020
Содержимое
Выпускники магистерской программы Вышки ОП «Демография» Альфия Ляпина, Илья Климкин, Екатерина Андреева рассказали HSE Press о полевых исследованиях, особенностях демографии как науки и о том, почему демографа невозможно обмануть.

Илья Климкин, выпускник магистерской программы «Демография» НИУ ВШЭ

Илья Климкин. Фото из личного архива Ильи

Фото из личного архива Ильи

Тот факт, что я здесь оказался, на самом деле — счастливая случайность. Ранее я учился на географическом факультете. На бакалавриате я писал курсовую, а потом и диплом на демографическую тему, и мне не хотелось прекращать делать исследования в этом направлении. Сейчас я даже не знаю, готовят ли ещё где-то магистров-демографов помимо магистерской программы ВШЭ.

Я считаю, что стать демографом за два года можно, потому что в демографии можно изучать очень разные вещи, которые могут быть сильно связаны с тем, что ты делал до этого. К примеру, даже если ты был математиком, то найдёшь себя в демографии, потому что сможешь более детально и глубоко разобраться в демографическом прогнозировании, чем не математики. В демографии много истории, у нас есть два основных курса: «Демографическая история и демографическая теория» и «Демографический анализ». Первый преподаёт академик и профессор Анатолий Григорьевич Вишневский. Этот курс помогает в целом понять демографическую историю человечества. Например, узнать, что снижение рождаемости — это глобальный тренд, понять, почему в ходе истории меняется структура смертности по причинам смерти, выяснить, как с точки зрения демографии объяснить отток населения из развивающихся стран в развитые и так далее. «Демографический анализ» — больше про демографические показатели, демографические методы. После этого курса ты получаешь все необходимые навыки для работы с демографическими данными.

Кроме того, когда ты начинаешь понимать, что естественно в ходе демографической истории и познаёшь природу всех показателей (с одной стороны, ты знаешь, как в целом функционирует общество, с другой — как измерить ход демографических процессов: рассчитать всевозможные коэффициенты, построить модели вымирания), то становишься уверенным, что тебя никто не может обмануть. Потому что в СМИ много говорят о демографической ситуации в мире, и малосведущий человек может подумать, что, например, число умерших выросло в силу того, что человечество начало плохо жить. Но на самом деле выходит так, что население просто стареет, а чем больше в мире пожилых людей, тем больше их умирает. И когда ты знаешь, что такое стандартизованный коэффициент смертности, общий коэффициент смертности, понимаешь различия между ними, то тебя невозможно обмануть. Наша учебная программа хороша не только в научном плане, помимо этого она даёт некий информационный щит, чтобы лучше понимать, что происходит.

Преподаватели в Институте — ведущие демографы в России, у которых можно много чему поучиться, потому что у них есть большой опыт. Для меня — счастье общаться с такими людьми и получить у них интересные навыки. На программе большая нагрузка, она приучает работать в напряжённом темпе. На мой взгляд, это большой плюс. Так, на первом году обучения придётся прочитать немало научных текстов в рамках дисциплины «Социологическая теория», научиться понимать статистику и применять статистические методы на курсе «Математическая статистика в демографии», а также узнать, почему без географии демографам не обойтись, в рамках дисциплины «Пространственная организация общества». У нас хороший институт, но в России не хватает исследовательских центров, поэтому многие вещи остаются неисследованными. Много кто использует демографию как вспомогательную вещь, а как к самостоятельной науке к ней обращаются реже.

Если говорить об особенностях нашей магистерской программы, нельзя не затронуть тему экспедиций. В прошедшем учебном году на осенние экспедиции у нас уехало полгруппы. В Бурятии нас было трое. Когда выезжаешь за пределы Москвы, видишь совсем другую Россию и начинаешь думать о новых вещах, делать исследования, потому что появились идеи. Я впервые поработал с людьми на улице, опрашивал с анкетой незнакомых людей в незнакомом городе. Мне это очень понравилось, потому что это помогает продвинуться не только в профессиональном плане, но и в личностном. Теперь для меня не проблема подойти к кому-то на улице, и, если такая задача появится снова, я буду чувствовать себя комфортно.

Я думаю, Россия — это непаханное поле для исследователей-демографов. То, что делали в Европе и Америке тридцать лет назад, у нас до сих пор не исследовано. Один из примеров — вопрос о влиянии загрязнения атмосферного воздуха на смертность. Я как раз занимался этой проблемой в магистерской диссертации и обнаружил, что российских работ на эту тему практически нет. В нашей науке есть большой простор для творчества в научной деятельности, поэтому хочется, чтобы приходили ребята умные и занимались наукой.

Альфия Ляпина, выпускница магистерской программы «Демография» НИУ ВШЭ

Альфия Ляпина. Фото из личного архива Альфии

Фото из личного архива Альфии

Демография — строгая и довольно узкая наука, но в то же время она объясняет многие процессы общества. Я закончила Казанский федеральный университет по специальности «Конфликтология». Конфликтология — социальная наука, и она так же междисциплинарна, как и демография. Не будучи географом или социологом, мне было довольно сложно перестроиться с одного междисциплинарного бэкграунда на другой. Кроме того, никогда до поступления я не открывала Excel или статистические программы. Этот период был непростым для меня, но при поддержке преподавателей я освоила статистику и всё, что связано с вычислениями и анализом данных.

В начале магистратуры я поставила себе цель реализоваться как «качественник» и проводить полевые исследования. Когда я поняла, что хочу заниматься наукой, я связалась с одним из наших преподавателей, Абылкаликовым Салаватом Иргалиевичем, и была приятно удивлена, что согласился выйти на связь с бакалавром из другого города, чтобы провести консультацию. Несмотря на то, что мой научный руководитель Денисенко Михаил Борисович — экономист по первому образованию, как мне кажется, у нас получился продуктивный тандем. Преподаватели готовы помогать всегда, когда ты готов что-то делать. Я реализовалась как качественник за два года обучения на магистратуре.

Что касается полевых исследований, я проводила их самостоятельно, а не в какой-либо группе исследователей. И это не было для меня барьером. Я запланировала поехать в Адыгею, чтобы изучать сирийских беженцев, которые приезжают на Кавказ. Мой научный руководитель сразу же поддержал мою идею. На базе этого исследования мы в итоге сделали диссертацию. А на первом курсе я работала со статистическими данными. Для меня это была большая работа, потому что я не занималась данными раньше и мне пришлось в это вникать — это было супер интересно!

Я ездила на международную конференцию по миграции в Бари (Италия). Кафедра демографии и мой научный руководитель помогли мне практически со всем, потому что у меня не было опыта участия в таких мероприятиях. И как раз тогда, благодаря этой конференции, мы с научным руководителем вышли на исследования по вынужденной миграции в России. Моя стажировка также была в Италии, она длилась две недели. Моим руководителем был знаменитый демограф и профессор Сальваторе Строцца. Я провела в Неаполе две недели, ежедневно у меня было по две-три встречи с демографами, миграциологами, социологами и географами. Я познавала тонкости механизма вынужденной миграции в Италию. Особенность Италии в ее географическом положении заключается в том, что мигранты едут (легально и нелегально) и по морю, и по суше. Интересно было понять, насколько сильно влияет географическое положение на вынужденную миграцию. Участие в этой стажировке очень повысило мою квалификацию как специалиста в области вынужденной миграции.

Екатерина Андреева, выпускница магистерской программы «Демография» НИУ ВШЭ

Екатерина Андреева. Фото из личного архива Екатерины

Фото из личного архива Екатерины

Я закончила социологию в Вышке. На втором курсе бакалавриата у меня был курс, посвящённый демографии, и он мне очень понравился. В демографии как науке мне нравится три вещи. Во-первых, междисциплинарное и детальное изучение социологических процессов. Во-вторых, изучение тем, находящихся в повестке: начиная с коронавируса и заканчивая обсуждением возраста вступления в брак. У тебя складывается понимание того, как сейчас меняется программа материнского капитала, отношение к браку и рождаемости и так далее. В-третьих, демография — это возможность не только обсудить и углубиться в эти темы, но и «пощупать» их самому. Это можно сделать с помощью статистических данных, новостей по телевизору об открытии нового детского сада, обсуждения проблем экономики Сибая с чудесным главным врачом поликлиники в экспедиции, разговора с подругой или с переехавшей в Краснодар знакомой о желаемом возрасте рождения детей. Профессор НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский говорил нам, что «демография превыше всего», а я предпочитаю думать, что демография присутствует во всех отраслях жизни.

В рамках экспедиций в НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» я ездила в Удмуртию и Башкирию. Мы изучали миграцию, а миграция — это сложно объяснимый и многоаспектный процесс. На неё нельзя повлиять чем-то одним, нужно учитывать и изучать разные составляющие. Поэтому мы ходили в администрации городов, в школы и больницы, общались с людьми на улице, чтобы провести анкетный опрос, ездили на предприятия. С одной стороны, это возможность «прощупать»‎ теоретические концепты, которые ты изучаешь во время обучения на программе. А с другой стороны, это приключение, в котором ты погружаешься в жизнь других регионов. Для меня Башкирия — это абсолютное открытие и новый мир.

В такой же экспедиции, уже в Удмуртии, родилась идея моей магистерской диссертации. Тогда мы приехали в село и нам рассказывали о том, как работает больница, как врачи оттуда уезжают, как работают государственные программы по привлечению медиков, в частности программа «Земский доктор», а также про всеобщее обсуждение этой проблемы и как по-разному это проявляется в разных типах поселений. В общем, это сложный клубок, который очень хочется распутать и приблизиться к пониманию того, как это работает.

Также демография мне нравится тем, что она всегда удивляет, что у тебя есть какое-то ожидание и обыденный условный взгляд. Перед тем, как прийти в какое-то исследование, у тебя рождаются определённые гипотезы, а затем ты понимаешь, что на самом деле всё совсем не так, как ты думал.

Когда мы ездили в Башкирию, тема вахтовой миграции стала для нас открытием. Регион — первый в России по объему вахтовой миграции: в отдельных населенных пунктах до 80% трудоспособного населения работает вахтовым методом. И это некий стиль жизни. При этом мы не осознаем, что отец может быть вынужден уехать на работу на два-три месяца и не появляться дома, а потом вернуться. Но оказалось, что в вахте есть и множество плюсов. Мы пытались изучать, как такой образ жизни влияет на детей, которые остаются без отца, и оказалось, что бывает по-разному: в каких-то семьях происходит ослабление контроля, а в других наоборот — более высокие денежные вложения в учёбу ребёнка и возможности участия в жизни ребенка в отпускные периоды.

За последний год Институтом демографии было организовано три экспедиции. При этом сам институт довольно маленький, занимает два этажа. В нём две магистратуры, одна англоязычная, а другая — русскоязычная. Они относятся к факультету социальных наук, но при этом сам институт находится в корпусе с факультетом права, и он достаточно обособленный: много своих исследований, конференций, свой журнал, свой интернет-портал, свои экспедиции.

Мы проводим различные мероприятия. Так, на Апрельской конференции у нас была отдельная секция, посвящённая демографии, туда приходили люди из разных сфер, чтобы предоставить результаты своего исследования.

Существует журнал демографического обозрения, который отбирает статьи на соответствующую тематику, есть также онлайн-ресурс «Демоскоп». На нём ежемесячно выходят обзоры текущей ситуации и записки ведущих специалистов-демографов. Это довольно важный ресурс для начинающего демографа.


Автор: Кристина Боякова 
Редактор: Дарья Ростова
Обложка: wikipedia.org / ПОКА ТУТ / CC BY-SA 4.0