Нестандартные жанры кино

29 июля, 2020
Содержимое
Большинство популярных фильмов снимают в похожих жанрах, которые находятся у всех на слуху: комедии, боевики, хорроры. Однако жанровое разнообразие кинематографа ими не ограничивается, а некоторые из ныне малоизвестных жанров были весьма востребованными в прошлом. В этом материале мы расскажем о четырех необычных жанрах фильмов, которые расширят ваше представление о мире кино.

Пеплум

Ярким примером жанра, когда-то покорявшего кинотеатры и сердца зрителей, является пеплум. Такое название носят картины, снятые по библейским и античным сюжетам.  Их характеризуют значительная продолжительность (более двух часов), а также обилие масштабных сцен, в том числе и батальных. Предполагалось, что фильмы будут сохранять исторический контекст, но сюжет мог и отличаться от действительности — ради художественной идеи.

Первые фильмы, которые можно отнести к пеплумам, стали появляться ещё в конце 1910-х. Расцвета же жанр достиг в 50-е и начало 60-х. Один из наиболее популярных и  успешных с точки зрения наград фильмов в истории — «Бен-Гур» (1959). В этом пеплуме рассказывается история Бен-Гура, жителя древней Иудеи и Римской империи во времена жизни Христа. Фильму удалось получить рекордные 11 статуэток «Оскар», а также выиграть «Золотой Глобус», что навсегда вписало его в историю мирового кинематографа.

Последний культовый пеплум — «Падение римской империи» Энтони Манна, был снят уже в 1964 году, обозначив одновременно своим успехом и закат жанра, который стал всё больше восприниматься как вульгаризация античных времен и высмеиваться критиками.

Небольшое возрождение жанра произошло уже в XXI веке, когда фильм-пеплум «Гладиатор» получил «Оскар» сразу в нескольких номинациях. Однако несмотря на еще несколько близких к классическим пеплумов, новая мода в основном принесла  полуфентезийные картины, имевшие к изначальному жанру не слишком много отношения. Добавившийся к этому в начале 2010-х коммерческий провал ряда подобных лент (любопытно, что одна из них была ремейком ранее упомянутого «Бен-Гура») заставил воскресшую было моду на пленумы вновь пойти на спад.

Что посмотреть: «Камо Грядеши», «Подвиги Геракла», «Бен-Гур», «Клеопатра», «Гладиатор», «Троя», «Александр», «Орел девятого легиона».

 

Кадр из фильма «Падение Римской империи»

Кадр из фильма «Падение Римской империи»

Кино белых телефонов

Такое явление в мире кинематографа, как «кино белых телефонов» стало возможным во многом из-за исторических событий в Италии, на родине этого жанра, в конце 1930-х — начале 1940-х. Сосредоточенность на повседневности благополучной части общества и позитивных сторонах жизни, беззаботность героев и «вылизанность» визуального ряда —  всё это было призвано выполнять фактически пропагандистскую функцию, иллюстрируя якобы прекрасную жизнь Италии при фашистском режиме. Также к числу пропагандируемых в таких фильмах идей относились почитание социальной иерархии, традиционная семья и консервативные ценности в целом.

Само название жанра произошло от образа белого телефона как признака успеха и достатка его владельца. Иным, хоть и менее прижившимся вариантом названия подобных картин было «венгерские комедии», что объяснялось венгерским происхождением ряда их режиссеров.

Со временем произведения данного жанра все дальше расходились с итальянской реальностью, что существенно снижало их популярность, а затем и вовсе привело к краху подобных лент, совпавшему с падением фашистского режима и окончанием Второй Мировой войны.

Во многом именно этот жанр фильмов породил такое явление в искусстве, как «итальянский неореализм»,  ставший реакцией на нереалистичность кинематографа белых телефонов.

Что посмотреть: «Господин Макс», «Универсальные магазины».

 

Кадр из фильма «The House of Shame» (1938)

Кадр из фильма «The House of Shame» (1938)

Истерн

Название данного жанра происходит от видоизменения наименования  более известного подвида кинофильмов — вестерна. Развитие этого жанра проходило почти исключительно на территории СССР и социалистических стран Европы. Для истерна характерным местом действия являлась Средняя Азия и Сибирь, то есть территории, которые были ярким примером Востока в тогдашней культуре.

Тесная взаимосвязь с вестернами  и склонность к подражаниям этому жанру были изначальными чертами истернов, так как помещение места действия приключенческого фильма в экзотические декорации неизбежно создавало богатые возможности для эксплуатации темы фронтира и связанных с ней сюжетов. Чаще всего в истернах шла речь о временах Гражданской войны, а ключевым событием картин являлась борьба красноармейцев с басмачами и белогвардейцами.  Фильмы этого жанра несли в том числе и пропагандистский посыл, однако в целом не ограничивались им, а порой даже критиковались властями за чрезмерное отступление от исторических шаблонов, имевших место в СССР.

Отдельно стоит упомянуть о направлении «красных вестернов». Эти вестерны снимали в странах социалистического блока, и они были ещё больше склонны к имитации американских произведений в этом жанре, хотя посыл этих лент из-за идеологическоо противостояния США и СССР значительно различался.

Что посмотреть: «Белое солнце пустыни», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Найти и обезвредить».

 

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Мамблкор

Не слишком известный широкой публике жанр мамблкор обладает сразу рядом ярких особенностей. Главная из  них — упор на естественность диалогов и вообще всего, что происходит экране. Фильмы, относящиеся к этому направлению, концентрируются на том, чтобы речь показываемых героев звучала как можно более естественно и не содержала культурных и сценарных штампов, имеющих место в обычном кино. Во многом такая особенность связана с тем, что к мамблкору относятся независимые картины, ориентированные не на коммерческий успех, а исключительно на создание искусства. Этим же обуславливается и низкий бюджет, характерный для подобных картин, сосредоточенных не на сюжете или спецэффектах, а исключительно на натуралистичности взаимодействия героев.

Первые картины, имевшие черты, схожие с мамблокором, стали появляться еще в конце 1970-х — начале 1980-х.  Жанр стал относительно широко распространен лишь в 2000-е, когда появился термин «мамблкор», впервые озвученный в 2005 году режиссером Эндрю Буджальски. Именно он считается фактическим отцом-основателем жанра в его современном виде.

Что посмотреть: «Beeswax»; «Смешно, ха-ха»; «Пузырь».

 

Кадр из фильма «Смешно, ха-ха»

Кадр из фильма «Смешно, ха-ха»


Автор: Поделякин Михаил 
Редактор: Ксения Железова
Обложка: кадр из мамблкор фильма «Mutual Appreciation»