Независимая тележурналистика в России: история «Дождя»

30 июля, 2020
Содержимое

«Так уж сложилось, что независимая тележурналистика сегодня – это только канал “Дождь”. Других, увы, нет».

Поворотная история с телеканалом произошла в 2014 году: ушли кабельные операторы и часть аудитории, пропала реклама, арендодатель расторгнул договор. Чтобы понять причину этого, нужно вернуться немного назад.

Логотип канала «Дождь»

 

2010 год. Отпочковавшись от радиостанции «Серебряный дождь», появился телеканал «Дождь».

Это было новое слово в телевидении: модный и молодежный канал, работающий по технологии DIY. «Брали непрофессиональных ведущих либо совсем без опыта, либо без опыта телевизионной журналистики и учили их работать в кадре, с камерой. Делали всё примерно на коленке».

Телеканал нащупывал свою повестку, свое направление работы. «За этим мощным экспериментом, — вспоминает Анна, — было очень любопытно наблюдать со стороны».

Постепенно «Дождь» встал на ноги. Пришла реклама, а значит, появились деньги. Канал открылся широкой аудитории: вещание шло не только на сайте, но и в некоторых пакетах каналов. «К определенному моменту известность ведущих “Дождя” была сопоставима с известностью ведущих федеральных каналов».

2011–2012 годы. 24 сентября Президент Медведев объявил, что в марте состоится «рокировка». А в декабре состоялись Думские выборы с чудовищными фальсификациями. Это не могло не спровоцировать недовольство – начались митинги. Самой известной акцией протеста того периода стал «Марш миллионов» 6 мая 2012 и последовавшее за ним «Болотное дело». Всё это время телеканал продолжал работу: показывал задержания, рассказывал про обвинения и сроки. «Объективно освещая события, “Дождь” потихоньку дрейфовал в сторону оппозиции, хотя от лейбла “оппозиционного канала” он всю жизнь открещивается и не берет на себя этот груз». Канал всегда старался поговорить со всеми сторонами конфликта. Тем не менее телеканал «Дождь» всё больше закрепляется как «нелояльный власти».

Наступил 2014 год. 26 января – накануне годовщины снятия блокады Ленинграда – в эфир вышел выпуск программы «Дилетанты». В ходе обсуждения был проведен опрос: «Нужно ли было сдать город, чтобы спасти сотни тысяч жизней?». После этого «Дождь» разместил этот вопрос в своих соцсетях – это было обычным делом, так как «Дождь» сотрудничал с «Дилетантами» уже давно.

«Вот здесь судьба “Дождя” разворачивается на 180 градусов – он оказывается на грани смерти за один месяц». С возмущением “как вообще можно задавать такой вопрос?!” от канала отворачивается часть аудитории. Уходит вся реклама, почти все кабельные операторы. Бизнес-центр «Красный Октябрь» — там располагался офис «Дождя» — досрочно расторгает с ним договор.

«Любое медиа знает, что в какой-то момент ты так или иначе допустишь ошибку, за которую тебе придётся извиниться». Но здесь извинения не помогли. Следующие месяцы «Дождь» доживал на остатки денег. Пропали драйв, смелость, энтузиазм.

В сложившейся ситуации редакция принимает тяжелое решение: делать платную подписку. Новости остаются бесплатными, но для просмотра эфира нужно купить тот или иной вариант подписки. «С этого момента “Дождь” становится абсолютно независимым: и от инвесторов, и от государства. Если зрителям мы интересы, они нам это демонстрируют рублем». Из-за этого «Дождь» теряет часть молодежной аудитории – взросление канала стало платой за независимость. Платная подписка создала сложные дилеммы вокруг бомбических социально значимых материалов: сделать доступ к ним открытым и лишиться заработка или оставить под замком, что не очень этично?

Летом 2019 года «Дождь» вел открытые прямые эфиры с протестов, задержаний. «Если ты неравнодушен к политике, в момент какой-то движухи ты идешь на “Дождь”, потому что у “Дождя” там корреспондент. Это было и остается нашим преимуществом». С открытыми репортажами канал продержался полгода, а затем вернулся к подписке и в таком формате работает сейчас. Минусов достаточно: журналистам сложно работать «взаперти», ушла неплатежеспособная аудитория, свернули интересные, но неприбыльные проекты. Всё это перекрывается жирным плюсом: «Дождь» — независимое российское медиа.

В истории «Дождя» было всё: взлёты и падения, дилеммы и трудности. По мере взросления у канала менялась аудитория, локация, подход. Но идея, сущность всегда оставалась неизменной: «Дождь» — канал, которому не всё равно.


Конспектировала Анастасия Ковалева
Видеозапись встречи с Анной Немзер в группе ШЖ Вконтакте