Лихие чьи?

18 сентября, 2020
Содержимое
Одна из выставок «Фотобиеннале-2020», которое традиционно проходит в Мультимедиа Арт Музее, посвящена девяностым. В новом материале HSE Press разбираемся, кому она может быть интересна — в теории и на практике. Кого же, если рассуждать логически, должны заинтересовать «Наши 1990-е…»?

Во-первых, выставка могла бы привлечь фотографов, ведь на ней представлены работы Игоря Мухина — одного из самых известных современных деятелей этого вида искусства. Действительно, зрителя не может не зацепить своеобразный стиль фотографа: чёрно-белая палитра, будто случайно выхваченные из жизни сцены, стремление запечатлеть изнанку города, мира. Например, двадцатипятилетняя Алёна — профессиональный фотограф — рассказала, что пришла, чтобы посетить всё фотобиеннале, но выставка Мухина особенно зацепила её, хотя внимание девушки привлекает не столько содержание работ, сколько техника.

 

Москва, 1999

Фото: Игорь Мухин. Москва, 1999. Собрание МАММ.

Во-вторых, «Наши 1990-е…» несомненно могли бы заинтересовать людей, чьи юность и молодость пришлись на эти годы, то есть тех, кому сейчас сорок-пятьдесят лет. Многим хочется хотя бы мысленно перенестись в прошлое и поностальгировать. Поделился своим мнением один из тех, чьи молдые годы пришлись на девяностые:

Александр, 49 лет:

Я искал в этой выставке время, когда зелёным был. Нашёл ли? Частично. Архитектура, люди, мода — всё это передано точно. Конечно, здесь не хватает картин путча, первых рок-концертов, иномарок и очередей за водкой. Но, может, такова была задумка фотографа.

Москва, 1996

Фото: Игорь Мухин. Москва, 1996. Собрание МАММ.

Однако оказалось, что прежде всего Москва конца прошлого века интересна нынешней молодёжи. Большая часть посетителей выставки либо смотрела на девяностые детским взглядом, либо совсем их не видела. Так что же ищет в снимках не своего времени поколение Z?

 

На выставке «Наши 1990-е…»

На выставке «Наши 1990-е…» Фото: HSE Press

Вполне возможно, что дело в желании понять, чем жили родители в том же возрасте, чем они были похожи на нас и чем отличались. Тем более герои Игоря Мухина — преимущественно молодые люди и подростки, запечатлённые в ситуациях, характерных и для нашего времени: на автобусной остановке, в обнимку с возлюбленными, на дискотеке. Юные зрители приходят на выставку, чтобы найти одновременно и своих родителей, и самих себя. Например, родившаяся в самом конце прошлого века Майя говорит, что ей хочется лучше понять рассказы родителей и старших знакомых и просто чуть больше узнать о периоде, про который на школьных уроках истории не успели поговорить как следует.

 

На выставке «Наши 1990-е…»

На выставке «Наши 1990-е…» Фото: HSE Press

Даже название выставки не позволяет забыть, что девяностые — время перемен. И хотя у Игоря Мухина трудно найти кадры для учебника истории, снимков с митингов и демонстраций достаточно много. Да, из них зачастую не понятно, сколько человек пришло на акцию, где она проходила и чему посвящена. Для фотографа важно другое: лица людей, которые полны надежды и воодушевления, атмосфера и энергия.

 

Москва, 1998

Фото: Игорь Мухин. Москва, 1998. Собрание МАММ.

Девяностые — та эпоха, которая, с одной стороны, уже вошла в историю: ясны предпосылки, ключевые события и последствия, но, с другой стороны, её можно смело назвать матерью нынешней российской действительности. Жизнь нашей страны всё меньше зависит от людей, которых воспитал Советский Союз. Важно понимать, где корни тех, кто громче и громче заявляет о себе, вступает в права и определяет, куда мы идём сегодня. Именно об этом выставка «Наши 1990-е. Время перемен»: не о танках и партиях, а о людях, которые надеялись, боролись, любили. О людях — значит, немножко о каждом из нас. Девяностые в объективе Игоря Мухина — время не только наших родителей, но и нового поколения. Те, кто родился после 1995-го, точно так же мечтают, влюбляются и ждут перемен, пусть и не ходят в варёнках и не передают друг другу сообщения на пейджер.


Автор: Ангелина Богачевская
Редактор: Дарья Нестерова
Обложка: Игорь Мухин. Москва, 1999. Собрание МАММ.