Гендерное неравенство в киноиндустрии

26 сентября, 2020
Содержимое
В 2020 году число женщин-режиссёров, снимающих мейнстримное кино в Голливуде, составляет всего-лишь 9%как выяснили эксперты фестиваля независимого кино Sundance Institute. В этой статье HSE Press рассказываем о вкладе в кинематограф женщин-режиссёров и гендерном неравенстве в кинопроизводстве.

Вклад женщин в киноискусство был значимым с момента возникновения кино. Одну из пионерок киноиндустрии звали Алис Ги-Блаше. Она снимала короткометражки на французской студии Gaumont. Алис была не только первой женщиной в режиссёрском кресле, но и первым в мире режиссёром, которая сняла нарративный фильм. Она доказала, что женщины-режиссёры не менее дерзкие и изобретательные, чем мужчины, её работы пользовались большим успехом зрителей и критиков. Период с момента возникновения кино до середины 1910-х годов вообще был наводнён кинематографистками: Лоис Вебер, Мэйбл Норманд, Ида Мэй Парк, Луиза Колм-Флек, Мюриэль Бокс, Эльвира Нотари, Ольга Преображенская. Однако развитие киноиндустрии в 1910–20-х годах вытеснило женщин с режиссёрских постов и перенаправило в область монтажа. Это объяснялось самим процессом монтажа: долгое время он был связан с использованием мелкой ручной моторики, с чем женщины справляются лучше мужчин. Женщины-монтажёры на протяжении 20 века трудились над многими великими картинами. Например, «На последнем дыхании», «Ночь у Мод», «Бешеный бык», «Человек-слон», «Криминальное чтиво» были смонтированы женщинами. За работу они получили влиятельные кинонаграды, в том числе «Оскар» и «Золотой глобус».

 

Алис Ги-Бланше

Алис Ги-Блаше. Фото: silentfilm.org

Однако не все женщины, занятые в кинопроизводстве в первой половине 20 столетия, нашли себя в роли монтажёра или актрисы. С появлением звука в кино, женщины стали снимать фильмы с новой силой. Один из самых известных примеров — знаменитая немецкая документалистка Лени Рифеншталь. В 1930-е и 1940-е годы Рифеншталь была влиятельной кинопостановщицей и личным режиссёром Гитлера. Её фильмы — пример выдающейся кинопропаганды. Главный из них, «Триумф воли» (1935) — фильм о съезде нацистской партии в Нюрнберге, который поражает эстетикой культа личности и тоталитаризма, акцентирует внимание на массовом скоплении людей. Впоследствии, размах эпических игровых постановок станет новым подходом в документалистике, который внедрила Рифеншталь.

 

Съёмки документального фильма «Олимпия» Лени Рифеншталь

Съёмки документального фильма «Олимпия» Лени Рифеншталь. Фото: Bettmann

К началу второй половины 20 века роль женщин-режиссёров в кино увеличилась. В то время как в США ещё действовал Кодекс Хейса (нравственные и этические правила производства фильмов в Голливуде), а вертикаль киноиндустрии сплошь состояла из мужчин, в Европе уже происходили серьёзные изменения. Культурные волны и массовые протесты в 1960-е годы привели к переосмыслению установок в жизни и кино. Появились новые каналы распространения фильмов, произошёл подъём движения за гражданские права и права женщин. Возникли новые культурные течения: «французская волна», «чехословацкая волна», «оттепель» в кино СССР, десятилетие «польской школы».

 

Женщины на протестах в Париже в мае 1968 года

Женщины на протестах в Париже в мае 1968 года. Фото: ilgiornale.it

В новых кинематографических реалиях нашлось место и для женщин-режиссёров, которые трансформировали язык кино и способы художественного выражения. Однако они столкнулись с препятствиями, например, с поиском финансирования. Если женщине-режиссёру удавалось кое-как собрать финансирование для одного фильма, она всё равно не могла получить возможность снимать в павильонах, пользоваться студийной инфраструктурой: костюмами, декорациями, плёнкой. Женщинам приходилось работать с низким бюджетом или дефицитом плёнки. Но первый серьёзный шаг в пользу гендерного баланса в сфере кино был сделан.

 

Аньес Варда

Аньес Варда. Фото: cinerituel.com

Во Франции знаменитостью в мире кино стала Аньес Варда — женщина-режиссёр «новой волны». Её культурные заслуги: эксперименты с монтажом, сочетание игровых и неигровых кадров, ретрансляция субъективных ощущений главных героев. Варда не так сильно известна как её коллеги-новаторы Годар, Трюффо и Шаброль, но её вклад в киноискусство не менее значим. Главная работа Аньес — фильм-эксперимент «Клео от 5 до 7» (1962). Он снят «в реальном времени» (когда время экранного действия совпадает с действительным) и сегодня эта лента обязательна к изучению в киношколах всего мира.

 

Вера Хитилова

Вера Хитилова. Фото: deuxiemepage.fr

В Чехословакии в «новую волну» влилась экспериментатор и новатор Вера Хитилова. Будучи проповедницей идей феминизма и одним из лидеров чехословацкого протестного движения, Хитилова отразила в фильмах социальную критику провального экономического строя страны. Её главным экспериментом стал фильм «Маргаритки» (1966), который два десятилетия пролежал «на полке» из-за запрета властей. Шокирующее и абсурдистское кино прославило Веру Хитилову как эпатажную женщину-режиссёра из достаточно закрытой Восточной Европы. Нетрадиционная структура повествования, нелинейный монтаж, авангардная манера съёмки, богатая цветовая палитра, абсурдные образы, созданные с применением психоделических фильтров, — всё это Вера самостоятельно придумала и перенесла на плёнку.

 

Лилиана Кавани

Лилиана Кавани

В Италии получила признание Лилиана Кавани, ученица Висконти и Бертолуччи. Скандальная картина «Ночной портье» (1974) прославила постановщицу в Европе, Северной Америке, а также в СССР, где фильм появился в пиратских видеосалонах в середине 80-х годов. Любовная драма с элементами БДСМ и стокгольмского синдрома привлекла внимание искушённых зрителей. До сих пор 87-летняя Кавани остаётся самой известной и признанной итальянской женщиной-режиссёром.

 

Кира Муратова

Кира Муратова. Фото: mediasat.info

В СССР с периода «оттепели» появляется плеяда прославленных женщин-режиссёров. Среди них — Кира Муратова, пионер советского авторского кино. Она умела отстаивать свои взгляды, была верна им как в кино, так и в жизни, за что не получала полноценной творческой свободы. Признанные картины Муратовой — «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971). Первый выпустили в ограниченном прокате, а второй отправили «на полку», и фильм вышел на экраны только во времена перестройки.

 

Лариса Шепитько

Лариса Шепитько. Фото: slantmagazine.com

Динара Асанова в кино уделяла внимание проблемам подростков и беспризорников. Татьяна Лиознова поставила ряд культовых кинофильмов, которые до сих пор любят зрители: «Три тополя на Плющихе» (1967), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Карнавал» (1981). Лариса Шепитько принесла стране престижную кинонаграду — «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за военный фильм «Восхождение» (1976), который изначально хотели отправить «на полку».

 

Кэтрин Бигелоу, режиссёр получившая «Оскар» за фильм «Повелитель бури»

Кэтрин Бигелоу, режиссёр получившая «Оскар» за фильм «Повелитель бури». Фото: IMDb

В 21 веке доля женщин-режиссёров увеличилась по сравнению с прошлым веком, в особенности — в американском кино. Среди главных голливудских постановщиц часто выделяют Кэтрин Бигелоу, пока что единственную женщину, которая получила «Оскар» за лучший фильм, и Софию Копполу, режиссёра культовых фильмов «Девственницы-самоубийцы» и «Трудности перевода». Голливуд намерен увеличивать количество женщин-режиссёров, чтобы побороть гендерную дискриминацию, которая исторически сложилась в киноиндустрии. В 2019 году доклад Гильдии режиссёров Америки обратил внимание на то, что больше половины эпизодов телевизионных сериалов того года сняли женщины. Тенденция идёт в лучшую сторону, но в самом Голливуде число режиссёров женского пола, которые снимают мейнстримное кино, по-прежнему низкое и составляет всего лишь 9%.

 

Есть несколько причин, по которым женщинам сложнее работать в киноиндустрии. Среди них выделяют историческое доминирование мужчин в кинопроизводстве, стереотипы о женщин-режиссёрах, сложность сохранения баланса между работой и семьёй. В 2018 году портал BBC Culture выразил мнение, что женщины-кинематографисты рискуют пропасть из истории кино. Американский продюсер Дебора Калла заявила, что проблема состоит в объёме производства. Женщины пока что срежиссировали меньше фильмов, чем мужчины, поэтому их вклад в кинематограф ставится под сомнение.

 

Актриса Натали Портман на 92-й церемонии вручения наград премии «Оскар»

Актриса Натали Портман на 92-й церемонии вручения наград премии «Оскар». Фото: mtv.mtvnimages.com

В феврале 2020 года актриса Натали Портман пришла на церемонию «Оскар» в чёрной накидке с вышитыми на ней именами женщин-режиссёров, которые не попали в список номинантов этого года. Так она решила обозначить отношение к современной киноиндустрии, которая, по мнению Портман, до сих пор остаётся сексистской и несправедливой. Тем не менее рост женской доли среди режиссёров — естественная и неизбежная тенденция.


Автор: Максим Артёмов
Редакторы: Дарья Ростова, Ксения Железова
Обложка: американский режиссёр София Коппола. Фото: Focus Features. CR: Andrew Durham