Между магией и реальностью

29 сентября, 2023
Содержимое
Школьная программа по литературе часто (и очень незаслуженно) упускает из виду магический реализм. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это литературное направление таит в себе много интересных, неожиданных и экзотических особенностей. Каких — сейчас расскажем.

Несмотря на то, что официально магический реализм возник только в 20-х годах прошлого века, его признаки можно найти и в более ранних произведениях мировой литературы. Характерный синкретизм, то есть сочетание действительного и иллюзорного, проявляется в следующих чертах этого жанра:

Двоемирие

Что в «Шинели» Гоголя, что в романах Габриэля Гарсиа Маркеса читатель наблюдает сюжет, разворачивающийся в двух измерениях. Большая его часть протекает в реальном мире, но события, меняющие ход истории, происходят с участием выдуманных существ, либо в мире сна, фантазии. Этот приём позволяет разграничить два участка художественного пространства, не нарушая их тесную связь. Такая особенность текста позволяет вовлекать читателя в незатейливую игру, в ходе которой произведение напоминает каждому его дела давно минувших дней.

 

Н. Альтман «Выбор имени Акакию Акакиевичу»

Условность времени

Хронологические границы обречены на размытие, когда речь идёт о вмешательстве потустороннего мира в повседневность. Читая «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, порой сложно понять, о герое какого времени идёт речь, и вспомнить, как повествование пришло к настоящему моменту. Благодаря созданию множества параллельных миров писатели достигают сложного эффекта лабиринта в своих текстах — и от этого читать становится только интереснее.

 

А. Кабанин, иллюстрация к книге «Сто лет одиночества»

Мотив одиночества

Зачастую он становится ведущим в произведениях магического реализма. Герои, преодолевая пространство и время, неизбежно остаются наедине с воспоминаниями и страхами. И русский Акакий Акакиевич, и латиноамериканец Хосе Аркадио оказываются перед жестоким миром в одиночестве, и оба героя проигрывают в этой войне.

Притчевость

Многие произведения магического реализма изобилуют библейскими мотивами, отсылками к религиозным писаниям и преданиям древности, которые зачастую играют сюжетообразующую роль. Обобщения, выразительный язык, кольцевая композиция и большое внимание к вечным темам, характерные для литературной притчи, встречаются у Борхеса, Маркеса и… Некрасова! «Кому на Руси жить хорошо» — произведение вполне реалистичное, но не потерявшее при этом магических атрибутов. Николай Алексеевич не только сделал притчевость основным приёмом в тексте, но и поэтизировал образ народа, что также является проявлением жанровой специфики.

Стоит отметить, что магический реализм существует не только в литературе, но и в живописи. Картины Роберта Гонсалвеса — типичный пример направления, создатель которого в лучших традициях Сальвадора Дали стирает грань между мирами фантазии и реальности.

 

Robert Gonsalves «Beyond the Reef»

После Второй мировой войны направление получило второе рождение и стало окончательно признанным среди сообщества литературоведов. Что стоит почитать, чтобы понять отличие магического реализма от обычного?

Русские авторы:

  • Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект», «Шинель», «Нос», «Портрет»
  • Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • Андрей Платонович Платонов «Чевенгур», «Котлован»

Западные авторы:

  • Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
  • Хулио Кортасар «62. Модель для сборки»
  • Алехо Карпентьер «Царство земное»
  • Джуно Диас «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау»
  • Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Автор: Бэтси Исакова
Редактор: Дарья Нестерова
Обложка: Robert Gonsalves «Over the Moon»