Proshloe: Как делать просветительское СМИ с минимальным бюджетом

5 октября, 2020
Содержимое
Историк по образованию, Михаил пришел на телевидение с идеей снимать исторические документальные фильмы. Но разрешили не сразу, «сказали: “Сначала научись работать в новостях, а потом будешь снимать свои документалки”. В новостях я проработал следующие 6 лет». Затем Михаил ушёл на радио «Говорит Москва», где до сих пор по субботам выходит его программа «Родина слонов». В ней ведущий беседует с профессиональными историками о причинах исторических событий и помогает развенчивать устоявшиеся мифы.

Тогда же Михаил пришёл и в «Ратоборцы» — компанию, занимающуюся историческими проектами. Самый известный — ежегодный московский фестиваль «Времена и эпохи». Здесь Михаил и основал журнал Proshloe.

 

Proshloe: Как делать просветительское СМИ с минимальным бюджетом, изображение №1

 

Долгое время над журналом работали вдвоём, поэтому многие обязанности приходилось совмещать. Так, главредом, шефредом и автором был Михаил, а выпускающим редактором и корректором — его коллега. Удивительно, но за всё время существования журнала в нём одновременно работало максимум четыре человека.

«Сейчас для создания медиа нужны аудитория, потребность у людей этим заниматься и организация, которая может это поддерживать. Для компании это выгодно: расширяется аудитория, налаживается контакт с ней, приходит внешняя экспертиза. Журнал всё это обеспечил».

Фишка журнала Proshloe — знакомить со статьями экспертов в интересном формате, рассказывать не про отдельные события и даты, а про историческую науку и её жизнь. Тут же возникла проблема — минимальный бюджет. Журнал не мог позволить себе огромный штат и редакцию с отделами. Но нужно было с чего-то начинать. И ребята нашли выход.

На помощь пришли научные журналы с уже готовыми статьями, часть из которых была написана просто и интересно. Их журнал и публиковал. В выигрыше оказались все: авторы получили дополнительных читателей, журнал — контакты с историками. Но у этого был недостаток — слишком узкая аудитория.

 

Proshloe: Как делать просветительское СМИ с минимальным бюджетом, изображение №2

 

Работа пошла: «на научную базу мы добавляли материалы или собственного производства, или производства наших друзей и таким образом расширяли комьюнити». Пришли новые авторы: многие историки хотели, чтобы их работы «вышли в свет». В журнале появилась редколлегия, которая вычитывала работы и делала их более понятными для широкого круга лиц.

Возник вопрос: «Как не вкладываться в пиар и привлекать аудиторию?». «Как раз в это время, — вспоминает Михаил, — наши друзья находились на раскопках в Гнёздово, и мы решили сделать профессиональную фотосессию находок. В итоге у нас появились фото мечей, которых не было даже в научных журналах, чем мы создали неплохую информационную волну».

Второй проект-инфоповод — «Битва истфаков» — конкурс научных работ для студентов-историков. «Для них это была крутая возможность опубликовать свою работу в журнале. Мы же получили контакты потенциально хороших авторов, пиар и интерес со стороны медиа».

В любом деле не без косяков. Бывало, в статьях оказывались неправильные даты, которые потом экстренно исправляли. А ещё Михаил поделился смешной историей: «В одной статье я написал, что “для экспертизы меч можно поместить в МРТ”. В комментах потом читаю: “Вы представляете, что будет, если меч – железку – засунуть в МРТ?!”. И я такой: “Блин, точно, это же магнитно-резонансная томография!”. Пришлось исправлять постфактум».

 

Proshloe: Как делать просветительское СМИ с минимальным бюджетом, изображение №3

 

Журнал активно развивается: организовывает свой лекторий, продаёт исторические книги, записывает подкасты. В будущем Михаил мечтает сделать целый портал с исторически достоверными фильмами и сериалами. «Хочется сделать кино, чтобы каждая частичка, каждая реплика была правильной».

Сейчас Proshloe ищет волонтёров: авторов, транскрибаторов и просто фанатов истории. Журналу нужны крутые идеи, как сделать из занудной статьи красочный материал. Если вы любите историю и хотите нести её в массы — вы знаете, куда идти!


Конспектировала Анастасия Ковалева
Видеозапись встречи с Михаилом Родиным в группе ШЖ Вконтакте