Театр 21 века — культурное наследие или остатки былой роскоши?

5 ноября, 2023
Содержимое
Театр сразу после революции, во время оттепели и в наше время — три разных понятия. Режиссёр и драматург поменялись местами, актёры обрели бо́льшую свободу, а зрители вооружились «клиповым мышлением». Разберёмся, что произошло с театром за сто лет, а что осталось неизменным.

1920-е

Поднялся занавес иной —
И вот театр небывалый
Глазам открылся…

Так о театральном действе писал Эдуард Багрицкий в начале прошлого века. Этот поэт был зрителем спектаклей 20-х и 30-х годов, и в приведённых строках отразил их смелость, неслыханную во времена императора. Когда ещё, если не после революции, действительность могла быть театрализована под руководством режиссёра? Речь идёт о постановке «Взятие Зимнего дворца» под руководством Николая Евреинова. Для съёмки фильма (сейчас мы бы сказали «телеспектакля») в 1920 году был полностью инсценирован захват Зимнего дворца в центре Санкт-Петербурга — с численностью массовки в несколько тысяч человек и с неподдельной атмосферой хаоса на сцене-съёмочной площадке. Седьмого ноября, в третью годовщину Октябрьской революции, восемь тысяч актеров и статистов пересоздали её, чтобы навсегда запечатлеть это легендарное, эпохальное событие. Никто, кроме режиссёра,не знал о съемке — все участники воспринимали это действо просто как массовый спектакль. Евреинов представлял театр как альтернативную реальность, так что такое мифотворчество полностью вписывалось в его концепцию. Интересно, что во время настоящей революции 1917 года режиссёр уехал на Кавказ, опасаясь беспорядков, так что точно не мог видеть взятие Зимнего своими глазами. Это значит, что он действительно создал революцию заново, и именно так стали представлять её многочисленные поколения зрителей.

 

Режиссёр Николай Евреинов. Фото: kino-teatr.ru

Эпоха 20-х годов прошлого века была как никогда в истории богата на массовые театрализованные представления. В это время был особенно популярен жанр мистерии — изначально уличное средневековое театральное массовое действо, основанное, как правило, на религиозных сюжетах. Учитывая, что 100 лет назад уместной верой была только вера в революцию, логично, что все мистерии 1920-х посвящены революционным событиям и их своеобразным святым — революционерам. Первого мая 1920 года перед зданием Фондовой биржи была разыграна «Мистерия освобожденного труда» на четыре тысячи участников, превратившаяся в агитфильм «Гимн освобождённому труду», а двадцатого июня состоялась «Блокада России» с участием 750 актёров. Поэты подражали моде десятилетия и создавали пьесы, рассчитанные на масштабные сценические действа. Отличный пример — «Мистерия Буфф» Владимира Маяковского, где по ходу произведение возникает не менее 45 действующих лиц, а их финальное количество на сцене не ограничено. Сложно найти такую массовость в современном театре.

 

Кадр из фильма «Гимн освобождённому труду»

1960-е

Ведущими в эту эпохи стали сцены «Современника» и Театра на Таганке — на них играли Олег Ефремов, Олег Табаков, Владимир Высоцкий и другие знаменитые актёры. Эти театры вписались в настроение полного обновления общества после смерти Сталина в 1953 году и полюбились советским зрителям. Расцвет театрального искусства в послевоенные годы совпал с эпохой «оттепели» — значимым направлением в советской литературе и других видах творчества… Свобода, полёт мысли и юный блеск в глазах творцов пришли и на сцены. Доступность посещения спектаклей для простых людей сохранилась: в стране действовало множество любительских театральных кружков при заводах и домах культуры. Этот феномен отлично отражен в фильме «Берегись автомобиля!», где герои Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова играют в народном театре в постановке «Гамлет».

 

Кадр из фильма «Берегись автомобиля!» (1966)

Знаменитые театры 60-х оставили богатое наследство в виде сплочённых трупп с выраженной гражданской позицией, стремлением к правде и справедливости и творческим взглядом на мир. Эта тенденция среди актёров популярна и по сей день: многие из них активно участвуют в благотворительных и общественных проектах. Эпоха «оттепели» во многом предвосхитила облик современного театра и сделала его общественной площадкой, открытой для дискуссии на актуальные политические и социальные темы. Акцент на индивидуальности актеров сменил массовость сценического действа, и представления приобрели привычный нам вид (когда речь заходит о классических постановках.

2000-е

Снова эпоха после массового потрясения, снова обновление театрального искусства. Технологическая революция обогатила арсенал инструментов громкой музыкой, хорошим освещением и даже спецэффектами. Театр потерял границы условности и стал во многом перфомативным зрелищем — уникальным каждый раз и напрямую зависящим от реакции зрителей и воли исполнителей. Фестивальные спектакли заполнили информационное поле, разделив разнообразие постановок на зрительские и смотровые, предназначенные для высокопоставленных театральных критиков и всех причастных. Опыт европейских театров получил явное отражение в отечественном сценическом искусстве, в том числе и в развитии направления постмодерна в новейших постановках. Экспериментальный и документальный театры получили зрительское признание и известность в медиапространстве (например, Театр.doc), а консервативные театральные площадки обновились, и со временем стали радикальными законодателями театральных мод (Гоголь-центр, Театр имени Ермоловой). Моноспектакли раскрученных актеров (Александр Петров, Елена Подкаминская) продолжают быть завсегдатаями афиш и хитами публики — ведь в театр ещё с 60-х ходят «на кого-то».

 

Спектакль-выставка личных переживаний «Мам, привет» в театре «Практика»

Но и сами зрители теперь не всегда способны заинтересоваться простыми классическими постановками в духе Малого театра (хотя, его традиционализм в наше время уже стал диковинкой, так что и на него есть спрос). Публика, потерявшая в цифровую эпоху былую увлечённость и сосредоточенность, требует всё новых ухищрений со стороны режиссёров и актёров, ускоряя внедрение технологий в театральное действо.

2020+

На сцене возможно всё: от рейв-вечеринки до настоящего пожара, от танца-манифеста полуобнажённых людей до изображения одного и того же героя тремя разными актёрами... Всё это пёстрое разнообразие жанров, направлений и сценических приемов прервала пандемия коронавируса. В это время очень помогли технологии: онлайн-трансляции спектаклей сохранили интерес зрителей и позволили им сохранить привычку к культурному досугу. Как существуют театры после почти полугодового «антракта»? Читайте в нашей статье «Театр после пандемии».


Автор: Бэтси Исакова
Редакторы: Дарья Ростова, Ксения Железова
Обложка: Спектакль «Кому на Руси жить хорошо». Фото: Ирина Полярная / Гоголь-центр