«Никто из преподавателей не защищён»

16 февраля, 2024
Содержимое
Приглашенная преподавательница ФКН НИУ ВШЭ Анна Велликок была арестована 30 января из-за репоста твита Алексея Навального на 14 суток. Вскоре после этого университетом был расторгнут договор, «заведомо неисполнимый со стороны исполнителя». 12 февраля сотрудники факультета компьютерных наук Вышки обратились к ректору Ярославу Кузьминову и первому проректору Вадиму Радаеву с призывом пересмотреть решение. После освобождения Анна ответила на вопросы редакции HSE Press.

— Каким образом руководство ВШЭ уведомило вас об увольнении?

— Я узнала о своём увольнении из новостей, с Эха Москвы, сидя в спецприёмнике. Со мной никто не связывался — администрация могла связаться со мной только через адвоката либо через моих доверенных лиц, которые связывались с ними от моего имени и уведомляли о том, что я не смогу вести занятия. А 3 февраля мне пришло письмо «Уведомление НИУ ВШЭ об одностороннем отказе от исполнения договора». Его я увидела, когда вышла.

— Чем они это обосновали?

— Со мной связались только через письмо 3 февраля. В нем было вложено уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора и акт по работам, которые я уже выполнила. Из уведомления понятно, что при принятии решения ВШЭ ссылается только на гражданский кодекс (ст 450.1 п.2) и договор. В договоре есть пункт, что ВШЭ может в любой момент расторгнуть договор в одностороннем порядке и уведомить меня письменно. Никаких дополнительных комментариев от администрации и от проректора Радаева, который и принял решение о моём увольнении, я лично не получила. Их позицию я знаю только из пресс-релиза. Из-за ареста надо было перенести 4 занятия, а из-за плотного расписания сделать они это не могут.

Со мной дружески пообщались преподаватели с ФКН и студенты, когда я освободилась. Позиция Радаева, насколько мне известно, такая: сейчас восстановить договор со мной невозможно, потому что это может выглядеть как политический жест. Они не могут гарантировать заключение договора на следующий год, но не исключают такую возможность. Судя по выступлениям студентов и преподавателей, само увольнение больше похоже на политический жест. Это хорошо согласовывается с тенденцией Вышки увольнять оппозиционных преподавателей. Думаю, так продолжится и дальше.

— Как происходил судебный процесс?

— Быстро. Ни первый судья Беляков, ни вторая судья в апелляционной инстанции Сумина не слушали доводы адвоката и мои доводы. Судьи руководствовались плохо составленным и лживым протоколом и заранее написанным решением. Сумина вообще решение приняла за 40 секунд и вынесла его на бумажке, на которой приговор был написан от руки. Классика.

— Чем объясняли отказ от ходатайств?

— Ничем. Нет основания не доверять сотруднику правоохранительных органов, всё оформлено верно, вот вам ваши 14 суток.

—  Готовы ли вы отработать лекции по Data Science для студентов? 

— Я вижу по социальным сетям студентов, что они очень страдают на курсе и плохо понимают материал. Я не знаю, поможет ли им дополнительная пара в неделю с объяснениями или добавит страданий. Но я сейчас общаюсь со Свободным университетом и готова на их площадке провести пары для моих студентов.
Ещё общаюсь со SkyEng, ребята тоже предложили сделать курс на их базе. Пока всё в процессе обсуждения.

— Ведутся ли с ВШЭ переговоры о возобновлении контракта?

— Я пока неофициально сказала ребятам с ФКН, что при текущей позиции администрации Вышки и её горизонте планирования я не готова говорить, что мне захочется идти к ним работать в следующем году. Вообще вся эта ситуация говорит о том, что никто из преподавателей не защищён, и Вышка может выкинуть его хоть завтра.


Автор: Илья Воловик
Редактор: Анастасия Буракова
Обложка: instagram.com/airilyann