«Чёрная пятница»… на какие мысли наталкивает это словосочетание? Кто-то считает её днём манифестации очередного американского общественного движения, кто-то – началом экономического кризиса в Штатах, старшее поколение – датой памяти жертв террористических акций, вроде «9.11». И только настоящие шопоголики и увлечённые любители западной культуры знают реальную историю. «Чёрная пятница» – день, когда цены сходят с ума, когда финансы неугомонных покупателей тают быстрее, чем бьются их сердца в сумасшедшей погоне за самыми лучшими и самыми выгодными товарами.
На своей исторической родине «чёрная пятница» (Black Friday) следует за Днём благодарения - четвёртым четвергом ноября и открывает суматошный сезон рождественских распродаж, которые продлятся до 15 декабря. Безумная пятница начинается рано – в 5 утра, когда солнце ещё высоко, а скидки – и того выше (вплоть до 80%).
Шопоголики-жаворонки предпочитают занимать очереди засветло, а то и в полночь, берут отгулы и просят родственников отвезти детей в школу, а сами несутся за вожделенными подарками, на радость работникам розничной торговли. И это только старт суматошного сезона рождественских распродаж, которые продлятся до 15 декабря.
«Чёрная пятница» ведёт свою историю из 19 века, с Восточного побережья Америки. А термин, вводящий многих в заблуждение, появился в Филадельфии, где послужил для описания нескончаемой вереницы машин на дорогах в пятницу после Дня благодарения.
Однако, если в восточных штатах идея изрядно побегать за рождественскими подарками и чрезвычайно нужными вещами прижилась, то на севере, протестуя против сверхпотребления материальных благ, канадский рекламист Тед Дейв организовал праздник воздержания – «День без покупок» (Buy Nothing Day), агитирующий с помощью театральных перфомансов, антирекламных роликов и объявлений. Идея приобрела международный статус и поддержку крупной организации Adbusters Media Foundation (СМИ против рекламы).
Поскольку мы не жарим индейку и не благодарим небеса за плодородие почвы, «чёрная пятница» в России - всего лишь эффективный маркетинговый ход без атмосферы праздника. А дата проведения максимально привязывается к западному аналогу, хотя, и не всегда совпадает. К тому же, у нас «чёрная пятница» может затянуться до понедельника или их вообще может быть две. И если первая особенность оправдывается отсутствием соответствующего национально-культурного бэкграунда и желанием маркетологов стимулировать километровые очереди, то для второй есть занятная причина. Дело в том, что в нынешнем году целых две крупные организации изъявили желание участвовать в акции - Ассоциация компаний интернет-торговли (инициатор ещё одного маркетингового аналога - брата «чёрной пятницы» - «Киберпонедельника») и ООО «Блэк Фрайдей». Онлайн-распродажи, стартуют 24 ноября в 00:00. В акции принимают участие крупнейшие магазины одежды, обуви, украшений, подарков, техники и даже продуктов.
Счастье находится всего в нескольких кликах: необходимо зарегистрироваться на сайте одной из «чёрных пятниц» Black Friday или Real Black Friday и следовать инструкциям в письме.
Осторожно, имеются побочные эффекты - ежесекундное обновление страницы в ночь 24 ноября и нежелание выпускать гаджет из рук.