Мамы в кинематографе
Альбина Ахатова

Как пелось в одной детской песенке, самая главная профессия - это мама. Мама - самый главный человек в нашей жизни, как бы избито это ни звучало, как бы мы, непослушные дети, ни ставили это под сомнение. Поэтому поэты посвящают своим матерям стихотворения, композиторы - песни, а режиссёры - фильмы. Какая бы роль ни была отведена им в сюжете, она в любом случае окажется важной для персонажа. Почему - узнаем на примере известных  кинофильмов.


Мамы (2012, Россия)


В киноальманахе снялись одни из самых узнаваемых и любимых актёров российского кино (Сергей Безруков, Игорь Верник, Дмитрий Дюжев и другие). Сборник киноновелл, посвящённый взаимоотношениям сыновей и мам, пришёлся по вкусу зрителям. В центре сюжета восемь историй о том, как сыновья, несмотря на проблемы сети, пытаются поздравить своих мам. Все истории были сняты разными режиссёрами, как профессионалами (Алан Бадоев, Дмитрий Дюжев, Сарик Андреасян), так и дебютантами (Тихон Корнев, Ашот Кещян, Евгений Абызов), что создаёт пёструю картину подходов, стилей и творческих решений. Каждая история – или новелла – демонстрирует новый взгляд на отношения матерей и детей, показывает их с разных сторон. Создатели фильма стремятся донести посыл о любви к мамам, лишний раз напомнить нам о том, кто для нас самый дорогой человек.


Гарри Поттер (2001-2011, Великобритания)


Мотив матери, а вернее, её жертвы, проходит через всю серию книг и фильмов. Как объясняет Альбус Дамблдор, защита Гарри Поттера была создана древней магией, которую «непроизвольно» применила его мать. Она спасла его, пожертвовав собой из материнских чувств, без корыстных задних мыслей о защите самой себя. И это дорогого стоит, потому что материнская любовь и вправду волшебная, не только в магическом смысле. В серии немало персонажей-матерей, и все они очень непохожие, показывающие разные формы материнской любви: Молли Уизли, любящая одинаково всех своих детей и готовая на убийство ради них, Нарцисса Малфой, чья материнская любовь сильнее желания следовать идеям Тёмного Лорда, Петунья Дурсль, избаловавшая сына потаканиями и превратившая его в невыносимого человека. Романы Дж. К. Роулинг иллюстрируют как нельзя правдоподобно то, как много мать закладывает в личность ребенка.


Терминатор 2: Судный день (1991, США)


О будущем материнстве Сары Коннор в первой части франшизы говорилось многое – как оно важно, судьбоносно, ответственно... Ведь вырастить лидера всемирного сопротивления и последнюю надежду человечества – непростая задача, которая мотивировала беззаботную девушку мгновенно мобилизоваться из беззаботной официантки в сильную и волевую женщину. Сара – строгая и грозная мать, знающая, что ей вверено не просто растить и воспитывать, но и оберегать необычного ребёнка. Ей не свойственны типичные проявления материнской любви – вспомните, как она набрасывается на сына после успешного побега из психиатрической клиники. Пожалуй, она даже слишком озабочена своей миссией, что придаёт её характеру и поведению толику безумия. Но её можно понять. А если бы она смалодушничала?


Чумовая пятница (2003, США)


Фильм посвящен классическому непониманию между девочкой-подростком и её матерью. Сложный возраст, отчим, разные интересы… И в мистический день пятницу главные героини меняются местами. Только изнутри оболочки друг друга, видя себя же, но чужими глазами – они начинают понимать свою неправоту по отношению друг к другу. Образ мамы в этом фильме – идеальный для многих подростков, сталкивающихся с непониманием родителей, потому что героиня Джейми Ли Кёртис в конце концов входит в положение дочери и находит взаимопонимание с ней. Поэтому и нам не стоит забывать, что мама всегда может и попытается пойти на компромисс.


Стой, или моя мама будет стрелять (1992, США)


Гиперболизированная версия того, как ведут себя матери, страстно обожающие своих сыновей и не чающие в них души. И, видимо, настолько утрированная, что схлопотала три «Золотые малины». Но не это важно. Мама главного героя – чудаковатая старушка, которая в самый неподходящий момент нагрянула в гости к своему сыну-полицейскому, стала свидетельницей убийства, да ещё и напросилась в напарники. Добродушная и простая комедия, из тех, что любит крутить «СТС» по вечерам, которая подтверждает, что за каждым сильным и выдающимся человеком стоит его мама, какой бы она ни была. Кстати говоря, сюжет основан на реальных взаимоотношениях Сильвестра Сталлоне и его матери Жаклин.


Громче, чем бомбы (2015, Норвегия, Франция. Дания, США)


Неторопливая психологическая картина о трёх мужчинах, переживающих смерть любимой женщины – матери и жены. Основную сюжетную линию дополняют флэшбэки главных героев. Три человека – три взгляда на одну женщину, которой им теперь так не хватает. Все трое видели её по-разному – будучи по профессии военным фотографом, она была сильной, смелой, честной и откровенной, которая хотела сделать мир лучше. Для младшего сына Конрада, мрачного подростка, она была поддержкой и опорой, для старшего сына Джона – уже не только матерью, но и другом, коллегой, а для мужа Гина – просто любимой женщиной.


Унесенные ветром (1939, США)


Всем известен характер Скарлетт О’Хара – стойкой и упрямой женщины, которая пошла наперекор устоям общества и даже не оглянулась. Но если вспомнить её юной девушкой 16 лет, то этих черт и не обнаружишь – она беззаботная кокетка, которая хочет быть похожей на свою мать - «истинную леди»Но, убегая из Атланты во время войны, Скарлетт возвращается к смертному одру матери. И ей ничего не остаётся, кроме как взять руководство маленьким гнёздышком среди разрухи Гражданской войны на свои плечи. Скарлетт проходит эту школу жизни, которая в дальнейшем поможет ей выжить в послевоенной Америке, во времена Реконструкции Юга и никогда не опускать руки.


Что гложет Гилберта Грэйпа (1993, США)


Фильм искренних объятий и мэтров в молодости. Главного героя фильма, Гилберта Грэйпа, выросшего в большой семье, держат в маленьком городке обязанности главы семейства, упавшие на его плечи после смерти отца. Он работает в магазинчике, которому грозит банкротство, присматривает за младшим братом и заботится о матери – женщине,страдающей ожирением, не желающей ничего менять в своей жизни. Однако дети любят свою мать, и заботиться о ней - их долг. Теперь их очередь поддержать её в трудный момент жизни, а матери – оценить и осознать это. Что она и делает, когда в конце концов встает спустя долгое время и поднимается по лестнице на второй этаж ценой своей жизни, чтобы доказать себе и другим, что она не безнадёжна.


Другие (2001, США, Испания, Франция, Италия)


В центре мистической драмы – хрупкая Грейс, мать двоих детей, страдающих странной невосприимчивостью к дневному свету. В чем-то её можно сравнить с Сарой Коннор, но её дети – не мессии, а самые обыкновенные ребята, и потому её любовь и забота продиктованы скорее материнским инстинктом, нежели долгом перед человечеством. Чтобы не подвергать жизнь детей опасности, Грейс создаёт чёткую систему правил поведения в её доме – две двери не могут быть открыты одновременно, в комнате, где есть дети, должны быть задёрнуты шторы. Она берёт на себя образование детей, так как они не могут ходить в обычную школу. Грейс набожна и большое внимание уделяет изучению Библии. Её материнская любовь подвергается испытанию, когда дети начинают видеть привидений. Она проходит его с достоинством и признаёт ужасающую истину, которая открывается в конце фильма. Несмотря на трудности, она прежде всего мать и остается ею до конца, ставя детей превыше всего.


В кинематографе много-много разных мам - и строгих, и любящих, и не самых ответственных. Мама - такой же обычный человек со своими переживаниями, хоть мы и уверены в том, что мама может всё, она не робот. Поэтому режиссёры стремятся показать в своих фильмах мам в самых разных жизненных ситуациях.


Вышка: взгляд со стороны
2016-11-28 16:37:39
Дайджест событий на 28 ноября - 4 декабря
2016-11-28 12:44:00
Книга о колонизации Марса и о многом другом
2016-04-10 15:24:39