Снаружи взаперти: как живут вышкинцы, застрявшие за рубежом. Часть 4

25 мая, 2023
Содержимое
HSE Press публикует заключительную часть «Снаружи взаперти». В ней ― о том, что происходит после того, как человек заполняет заявку на эвакуацию, и как университеты справляются с зараженными студентами.

Саша Гончаров

Управление бизнесом, 3 курс

С 18-го февраля во Франции

Меня зовут Саша, и я уехал по обмену в Париж. 

«Американцам приходится вставать в три часа ночи, чтобы присутствовать на парах»

Я учусь в ESSEC Business School. До введения карантина наш университет постепенно переходил на дистанционное обучение. Посещение очных пар было необязательным, можно было выполнять задания дома. Но это было неудобно, так что я продолжал ходить в университет. 

16 марта мне пришло сообщение о том, что мой город, где я живу, закрывается на карантин. После студенты полностью перешли на онлайн-обучение. Первую неделю мы не учились ― наш университет взял время на техническое обеспечение. 

С переходом в онлайн изменилось все. С нами учатся ребята из разных стран мира, у каждого свой часовой пояс. Американцам приходится вставать в три часа ночи, чтобы присутствовать на парах. Конечно, нам не так интересно слушать лекции. Их делают короче, потому что невозможно три часа сидеть на одном месте и смотреть в монитор. Во Франции есть официальный приказ, что пары должны быть короче, преподаватели этого придерживаются. 

Для меня как человека, который практикует английский, намного тяжелее заниматься онлайн. Зато можно смотреть лекции в записи на увеличенной скорости. Соответственно, больше свободного времени.

Семинары лучше вживую, потому что легче общаться и взаимодействовать с преподавателем. Дистанционка ― это выход, но интерактива меньше, и материал усваивается хуже. 

«У нас более 100 тысяч заболевших, но меня это не пугает»

Я живу в общежитии. Моя комната больше напоминает квартиру-студию. На первом этаже есть общая комната, где мы раньше встречались с друзьями, но сейчас ее закрыли. Также запретили собираться больше 10 человек в одной комнате. В общежитии постоянно обрабатывают спиртом ручки дверей и кнопки в лифте. На первом этаже есть санитайзер. В корпусе есть памятки, как обезопасить себя от коронавируса. 

Я выхожу на улицу только со специальным формуляром, где прописано место жительства ― нельзя отходить от своего дома больше, чем на километр. Если ты вышел без формуляра или веской причины, то тебе придется заплатить штраф 100-200 евро. Невозможно сидеть дома в четырех стенах, поэтому я гуляю возле дома. Я живу рядом с Парижем, здесь немного полиции, поэтому никто особо не следит. Меня остановили только один раз, когда я еще не знал про этот формуляр, поэтому штраф не заплатил. 

У нас более 100 тысяч заболевших, но меня это не пугает. Эту проблему можно решить, просто нужно придерживаться определенных мер.

Смысла бояться нет. Делать нечего, и надо справляться со всем этим вместе. 

Многие мои однокурсники улетели. Среди моих знакомых только два человека остались не в России ― в Австрии и Нидерландах. Супермаркеты открыты ― все, что нужно для жизни, у меня есть. 

Среди моих знакомых нет заболевших коронавирусом. Я слышал, что сестра моего однокурсника заразилась COVID-19. Она лечится дома, потому что больницы переполнены и ей отказали в госпитализации. 

«Если в этой стране у тебя нет родственников, знакомых или денег, ты останешься на улице»

Я пытался вернуться домой. Первый рейс отменили, и я взял другой. Количество мест на второй рейс сократилось, и мне пришла еще одна отмена без возможности переноса. Я заполнял шесть заявок на эвакуацию, никто не отвечает, ничего не происходит.

Хорошо, что у меня есть, где жить, так как я планировал оставаться здесь на этот месяц. Но как же люди, у которых нет жилья, которые поехали в отпуск? Они ночуют в аэропорте с семьями, с маленькими детьми, им просто негде жить.

Я решил спросить посольство: «У меня заканчиваются деньги, я не могу больше снимать квартиру. Что мне делать?» — и посмотреть, что они сделают. Мне ответили: «Заполните заявку», и тишина. Если в этой стране у тебя нет родственников, знакомых или денег, ты останешься на улице. 

«Мои друзья из других стран получили бесплатные билеты домой от университетов»

По сравнению с другими университетами, Вышка особо ничего не делает. Мне присылали новости про эвакуацию, анкеты о том, все ли со мной в порядке, нужна ли мне помощь, есть ли проблемы с визой. Они просили держать в курсе, что со мной происходит. Но мои друзья из других стран, которые улетели домой, получили бесплатные билеты на самолет от университетов. Вышка могла бы сделать что-то похожее, организовать экстренную эвакуацию.

По факту, да, я застрял во Франции, непонятно, когда улечу. Но какая разница, где сидеть в четырех стенах ― здесь или в Москве? Конечно, в Париже жить дороже, но, в целом, все хорошо.

Некоторые переживают, спрашивают: «Как ты там за границей?» Я им отвечаю: «Пока ты не заболел, у тебя в жизни все круто». 


Лера Алфимова 

Управление бизнесом, 3 курс

В Австрии с начала февраля

Меня зовут Лера, и я уехала по обмену в Вену.

«Мы разговариваем на разных языках, еще и не можем встретиться вживую»

В Австрии объявили карантин 11 марта, в этот же день пришло письмо от университета, что мы переходим на дистанционное обучение. На самом деле мы начали заниматься онлайн только спустя неделю ― преподаватели искали удобный способ связи с нами. В итоге сейчас все лекции проходят в Zoom и Microsoft Teams. 

Мне нравится дистанционное обучение, потому что не надо тратить время на дорогу. Хотя по сравнению с Москвой ― это ни о чем, здесь до университета всего лишь 20 минут. Но все равно появляется лишнее время. К тому же можно не ходить на лекции, все учить самому, а потом просто сдавать работы. Для меня это идеальный вариант. Из недостатков ― сложнее работать с ребятами онлайн с перебоями связи. Мы разговариваем на разных языках, еще и не можем встретиться вживую. 

«Для меня это как каникулы»: о дистанционном обучении 

Я живу в общежитии. После того как в Австрии ввели карантин, студенческий офис начал работать онлайн. При симптомах коронавируса сказали сообщать им или на горячую линию, просили меньше трогать ручки дверей.

Наш главный вход теперь на замке. Если раньше в общежитие мог зайти, кто угодно, то сейчас мы открываем дверь своим ключом. На ресепшене следят, чтобы никто не приводил гостей. 

Самоизоляция проходит прекрасно, для меня это как каникулы. Единственный минус ― мало мест, которые до сих пор работают. Зато в Австрии можно гулять сколько угодно, даже некоторые кафе открыты. Сейчас температура на улице около 25 градусов, очень солнечно. Мы можем целый день проводить в парке, там учиться, общаться с соседкой по комнате. Я не встречаюсь с другими друзьями. Если мои знакомые и решают погулять с другими людьми, то держат расстояние метр друг от друга. 

Меня не пугает ситуация в мире. Здесь, в Вене мне максимально комфортно. Австрия уже справилась с пиком заболевания, ничего плохого не ожидается. С 20 апреля власти планируют открыть торговые центры (интервью было взято в апреле; 20 апреля действительно открылись небольшие магазины, с 15 мая работают и торговые центры ― HSE Press).

Здесь люди очень организованные. С 11 марта у нас был жесткий карантин ― люди действительно не выходили из дома. Если говорили не контактировать с другими людьми, австрийцы не контактировали. Наверное, поэтому страна так быстро справилась с вирусом.

«Не было возможности остаться с собой наедине»: о жизни в общежитии 

Мои однокурсники разъехались по домам. В основном остались только русские. Лично у меня проблем нет. Только поначалу было страшновато, непонятно, что происходит, как это ― учиться удаленно, сидеть дома. В итоге оказалось, что все дни заняты, много онлайн курсов, языков. Все весьма продуктивно. В первые две недели жесткого карантина мы с соседкой вообще не выходили из дома, не было возможности остаться наедине с собой. Сейчас я могу в любое время пойти гулять, поэтому проблемы больше нет.

Однажды пришло сообщение от нашего общежития о том, что у нас две недели жил мальчик, у которого обнаружили коронавирус. Его и тех людей, которые с ним общались, сразу изолировали. Также взяли нескольких людей из общежития и сделали тест на коронавирус. Спустя время нам прислали отчет о том, что мальчик выздоровел и вернулся в общагу, а у тех студентов коронавирус не обнаружили.

«Все очень неорганизованно»: о попытке вернуться в Россию 

Возвращение домой ― больная тема. Как только начался карантин, не было мыслей уехать в Россию, потому что было непонятно, когда это закончится и что будет в Москве.

Когда все резко ринулись в Россию после 20-х чисел марта, билеты стали слишком дорогими. Дешевле 30 тысяч рублей, с багажом и без пересадок найти было невозможно. Потом Россия полностью прекратила авиасообщение с другими странами. Стало абсолютно непонятно, что нужно делать.

Я подала заявку на госуслугах, чтобы уехать домой. С 27 марта не было никакой информации про то, когда и откуда будет эвакуация. Единственное ― со мной связалось посольство и подтвердило мою заявку на эвакуацию. 

Я много раз звонила им после этого, но они всегда отвечали, что ничего не знают, не могут мне помочь, и просили подождать. С тех пор я заполнила еще множество анкет, потому что на сайтах МИДа и госуслуг появлялась новая информация. Вчера я узнала, что есть телеграм-канал, где публикуют списки людей, которые хотят улететь.

Все очень неорганизованно. Моя семья решила, что я останусь здесь. Мои родители хоть и переживают за меня, но понимают, что в Австрии сейчас безопаснее, чем в России. Они даже рады, что я оказалась здесь. 

«Я не чувствую особой помощи от Вышки»

Вышка присылала одинаковые сообщения с разных почт мобильности. В них были инструкция от ВОЗ, информация о коронавирусе, университет также просил сообщить, где я нахожусь. Наш координатор быстро отвечает на все вопросы. Такая помощь оперативна ― да. Если говорить про финансовую поддержку, то ее нет. Я не чувствую особой помощи от Вышки.


Позже мы снова связались с Лерой, и она поделилась новыми впечатлениями от карантина: 

Сейчас я безумно рада, что осталась тогда и не улетела. Карантин начали снимать еще две недели назад. Сейчас работают даже кафе и не только на вынос, в них можно сидеть за столиками, как раньше. На улицах толпы народа. Все гуляют, открыто все, кроме ночных клубов и других мест развлечения. Единственное ― носить маски обязательно, и этот запрет пока снимать не планируют.


Автор: Кристина Черных 
Редактор: Константин Матвеев

Другие истории вышкинцев, оказавшихся за границей во время пандемии, и решивших не возвращаться домой, читайте в первойвторой и третьей частях тематического блока.

Историю студентки ВШЭ, во время пандемии вернувшейся домой в Татарстан из США вывозным рейсом — в материале Кристины Черных.