История 8 марта через призму советских плакатов

8 марта, 2021
Содержимое
В самом начале 20 века большевики подхватили идею Социалистической партии Америки и Клары Цеткин об организации Международного женского дня, в который женщины устраивали бы публичные акции, чтобы привлечь внимание общественности к гендерному неравенству. 8 марта 1917 года в Петрограде прошла демонстрация против войны и тяжёлого положения работниц. Через 4 года в память об этом событии 8 марта объявили Международным женским днём.

На этапе становления Советского Союза большевики обращали внимание скорее на политическую агитацию, стремились привлечь женщин на свою сторону и создать дух коллективизма. В это время реальные проблемы общества отходили на второй план. Лозунги на плакатах были не столько про проблемы женщин, сколько против буржуазного общества в целом. Именно поэтому настоящего освобождения от «кухонного рабства» так и не случилось. Напротив, помимо него в жизни женщины появились ещё и гражданские обязанности, так что её положение едва ли улучшилось.

Н. Валерианов, 1925

Плакат: Н. Валерианов, 1925

Неизвестный художник, 1926.

Плакат: неизвестный художник, 1926.

В сталинскую эпоху всё сводилось к коллективизации, колхозам и наращиванию темпов производства, индустриализации, поэтому  женщина должна была не просто участвовать в общественной жизни, но и быть ударницей, выполнять тяжёлую работу наравне с мужчинами. Отразилась в плакатах и милитаризация общества: не только мужчин призывали быть готовыми к боевым действиям. Женщина на плакатах тех времён — сильная и мужественная, преуспевающая в мужских профессиях.

В. Серов, 1934

Плакат: В. Серов, 1934

В. Кулагина, 1931 год

Плакат: В. Кулагина, 1931 год

В 1960-е внимание уделялось актуальным общественным темам: освоение космоса (одна из героинь плакатов — Валентина Терешкова, первая космонавтка), массовое строительство, экономический рост, отношения с другими государствами. Женщина на плакатах этих годов — успешная и, что важно, подчёркнуто красивая. Ещё не так отчётливо, но уже видны мотивы весны и женственности в традиционном понимании.

В. Сурьянинов, 1963

Плакат: В. Сурьянинов, 1963

В. Воликов, 1960

Плакат: В. Воликов, 1960

М. Лукьянов, В. Островский, 1966

Плакат: М. Лукьянов, В. Островский, 1966

Плакаты 1970-х и 1980-х годов более «лёгкие». Экономические и социальные мотивы уступили место более универсальным: редко встречаются стройки, заводы, пшеничные поля и, тем более, война.  Зато часто изображаются русские народные орнаменты, цветы, символы весны. Символично, что тема Олимпиады 1980 года в них отсутствует, ведь к этому моменту 8 марта окончательно утратило связь со своими политизированными корнями и женщина показана уже не как участница важных общественных событий, а как красивое, нежное создание. Таким 8 марта по большей части остаётся и в современной России.

И. Коминарец, 1976

Плакат: И. Коминарец, 1976

Г. Кислякова, 1982

Плакат: Г. Кислякова, 1982


Автор: Ангелина Богачевская 
Редактор: Мария Пархаева