Нестандартные жанры кино
Пеплум
Ярким примером жанра, когда-то покорявшего кинотеатры и сердца зрителей, является пеплум. Такое название носят картины, снятые по библейским и античным сюжетам. Их характеризуют значительная продолжительность (более двух часов), а также обилие масштабных сцен, в том числе и батальных. Предполагалось, что фильмы будут сохранять исторический контекст, но сюжет мог и отличаться от действительности — ради художественной идеи.
Первые фильмы, которые можно отнести к пеплумам, стали появляться ещё в конце 1910-х. Расцвета же жанр достиг в 50-е и начало 60-х. Один из наиболее популярных и успешных с точки зрения наград фильмов в истории — «Бен-Гур» (1959). В этом пеплуме рассказывается история Бен-Гура, жителя древней Иудеи и Римской империи во времена жизни Христа. Фильму удалось получить рекордные 11 статуэток «Оскар», а также выиграть «Золотой Глобус», что навсегда вписало его в историю мирового кинематографа.
Последний культовый пеплум — «Падение римской империи» Энтони Манна, был снят уже в 1964 году, обозначив одновременно своим успехом и закат жанра, который стал всё больше восприниматься как вульгаризация античных времен и высмеиваться критиками.
Небольшое возрождение жанра произошло уже в XXI веке, когда фильм-пеплум «Гладиатор» получил «Оскар» сразу в нескольких номинациях. Однако несмотря на еще несколько близких к классическим пеплумов, новая мода в основном принесла полуфентезийные картины, имевшие к изначальному жанру не слишком много отношения. Добавившийся к этому в начале 2010-х коммерческий провал ряда подобных лент (любопытно, что одна из них была ремейком ранее упомянутого «Бен-Гура») заставил воскресшую было моду на пленумы вновь пойти на спад.
Что посмотреть: «Камо Грядеши», «Подвиги Геракла», «Бен-Гур», «Клеопатра», «Гладиатор», «Троя», «Александр», «Орел девятого легиона».
Кадр из фильма «Падение Римской империи»
Кино белых телефонов
Такое явление в мире кинематографа, как «кино белых телефонов» стало возможным во многом из-за исторических событий в Италии, на родине этого жанра, в конце 1930-х — начале 1940-х. Сосредоточенность на повседневности благополучной части общества и позитивных сторонах жизни, беззаботность героев и «вылизанность» визуального ряда — всё это было призвано выполнять фактически пропагандистскую функцию, иллюстрируя якобы прекрасную жизнь Италии при фашистском режиме. Также к числу пропагандируемых в таких фильмах идей относились почитание социальной иерархии, традиционная семья и консервативные ценности в целом.
Само название жанра произошло от образа белого телефона как признака успеха и достатка его владельца. Иным, хоть и менее прижившимся вариантом названия подобных картин было «венгерские комедии», что объяснялось венгерским происхождением ряда их режиссеров.
Со временем произведения данного жанра все дальше расходились с итальянской реальностью, что существенно снижало их популярность, а затем и вовсе привело к краху подобных лент, совпавшему с падением фашистского режима и окончанием Второй Мировой войны.
Во многом именно этот жанр фильмов породил такое явление в искусстве, как «итальянский неореализм», ставший реакцией на нереалистичность кинематографа белых телефонов.
Что посмотреть: «Господин Макс», «Универсальные магазины».
Кадр из фильма «The House of Shame» (1938)
Истерн
Название данного жанра происходит от видоизменения наименования более известного подвида кинофильмов — вестерна. Развитие этого жанра проходило почти исключительно на территории СССР и социалистических стран Европы. Для истерна характерным местом действия являлась Средняя Азия и Сибирь, то есть территории, которые были ярким примером Востока в тогдашней культуре.
Тесная взаимосвязь с вестернами и склонность к подражаниям этому жанру были изначальными чертами истернов, так как помещение места действия приключенческого фильма в экзотические декорации неизбежно создавало богатые возможности для эксплуатации темы фронтира и связанных с ней сюжетов. Чаще всего в истернах шла речь о временах Гражданской войны, а ключевым событием картин являлась борьба красноармейцев с басмачами и белогвардейцами. Фильмы этого жанра несли в том числе и пропагандистский посыл, однако в целом не ограничивались им, а порой даже критиковались властями за чрезмерное отступление от исторических шаблонов, имевших место в СССР.
Отдельно стоит упомянуть о направлении «красных вестернов». Эти вестерны снимали в странах социалистического блока, и они были ещё больше склонны к имитации американских произведений в этом жанре, хотя посыл этих лент из-за идеологическоо противостояния США и СССР значительно различался.
Что посмотреть: «Белое солнце пустыни», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Найти и обезвредить».
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Мамблкор
Не слишком известный широкой публике жанр мамблкор обладает сразу рядом ярких особенностей. Главная из них — упор на естественность диалогов и вообще всего, что происходит экране. Фильмы, относящиеся к этому направлению, концентрируются на том, чтобы речь показываемых героев звучала как можно более естественно и не содержала культурных и сценарных штампов, имеющих место в обычном кино. Во многом такая особенность связана с тем, что к мамблкору относятся независимые картины, ориентированные не на коммерческий успех, а исключительно на создание искусства. Этим же обуславливается и низкий бюджет, характерный для подобных картин, сосредоточенных не на сюжете или спецэффектах, а исключительно на натуралистичности взаимодействия героев.
Первые картины, имевшие черты, схожие с мамблокором, стали появляться еще в конце 1970-х — начале 1980-х. Жанр стал относительно широко распространен лишь в 2000-е, когда появился термин «мамблкор», впервые озвученный в 2005 году режиссером Эндрю Буджальски. Именно он считается фактическим отцом-основателем жанра в его современном виде.
Что посмотреть: «Beeswax»; «Смешно, ха-ха»; «Пузырь».
Кадр из фильма «Смешно, ха-ха»
Автор: Поделякин Михаил
Редактор: Ксения Железова
Обложка: кадр из мамблкор фильма «Mutual Appreciation»