Почему сюрреализм – это не только Дали?
«Прекрасен как встреча зонтика и пишущей машинки на операционном столе».
Первая ассоциация с сюрреализмом — Дали. Рассказываем про менее известных, но не менее талантливых «коллег» Сальвадора — Бретона, Кирико, Магритта и Дельво. Дочитайте до конца: напоследок поведаем о знаменитом «изысканном трупе» сюрреалистов.
Анри Бретон и немного о Дали
Основатель сюрреализма — француз Анри Бретон. Он был писателем, а не художником, и потратил не один год своей жизни на то, чтобы определить, что такое сюрреализм. Бретон искал черты этого направления и в творцах прошлого, и в своих современниках. Так, он утверждал, что Данте в некоторой степени был сюрреалистом – Бретону очень нравилось описание Ада в «Божественной комедии». Но были и более обоснованные параллели.
Фраза Лотреамона «прекрасен как встреча зонтика и пишущей машинки на операционном столе», которую любил цитировать Бретон, весьма точно описывает сюрреализм. Абсурдный афоризм подчеркивает алогичность и парадоксальность этого движения. Сюрреалисты, например, считали, что лучший метод творчества – это обращение к бессознательному. Они опирались на сны, галлюцинации и бессвязные детские воспоминания.
Посмотрите на картины Дали и обратите внимание на то, как много предметов там не на своих местах — часы в пустыне, ящики в человеческих телах. Эти парадоксы переносят зрителя в иную реальность. Сюрреализм порой ставит в тупик исследователей: попытки анализировать образы часто ни к чему не приводят. У Дали есть несколько картин, которые просто интерпретировать, опираясь на исторический контекст и биографию художника. Однако большинство произведений отражают бессознательное, которое, по мнению сюрреалистов, прекрасно не скрытыми смыслами, а самим своим существованием.
Джордже де Кирико исписался
Отойдем от известного всем Дали и отмотаем время назад — когда понятия «сюрреализм» еще не существовало, а Бретон только учился в Сорбонне. Джордже де Кирико, итальянский художник, написал одну из своих самых ярких работ «Загадка часа» в 1911 году — Дали тогда было всего семь лет. Хотя творчество Кирико обычно относят к метафизической живописи, некоторые исследователи считают его основоположником сюрреализма. В художественном мире Кирико нет людей, нет городов в привычном нам понимании. На его картинах остались только часы, башни, корабли, виднеющиеся в отдалении, и поезда, на которых некому уезжать. Часы Кирико как будто застывшие: мир художника существует вне времени.
«Чтобы произведение было бессмертным, оно должно выйти за пределы человеческой логики – для этого надо начать в каждом предмете видеть тайну» — Джордже де Кирико.
И в каждой детали, изображенной Кирико, мы видим тайну вслед за художником. Все эти предметы – часы, поезда, трубы – совершенно обычны. Но, помещенные в другую реальность, они создают ту самую сюрреалистичную ауру загадочности.
То, что Кирико повторял одни и те же элементы, стало поводом для насмешек: «Кирико исписался». Но речитативность его картин на самом деле помогает проникнуться его художественным видением: повторенное много раз теряет привычный смысл и видится иначе.
Влияние Кирико можно заметить в работах других сюрреалистов: в том числе на картинах Магритта и Дельво. О них мы вам сейчас и расскажем.
Магритт и «это не трубка»
«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла»
- Магритт
Мир Магритта – это, в первую очередь, алогичность, бытовые предметы в необычной обстановке. Если Магритт хотел изобразить стакан воды, он оказывался стоящим на зонте. Если Магритт писал трубку, он утверждал, что это не трубка. Он создавал свою реальность, в которой могут мирно сосуществовать совершенно разные предметы. О своей картине «Ностальгия» художник писал:
«Ни льву, ни человеку со сложенными крыльями нечего делать на мосту. Они воплощают тоску тех, кто знает, что настоящая жизнь — это что-то другое, что-то не существующее вовсе».
Однако, несмотря на очевидные сходства во взглядах Магритта и других сюрреалистов, он не во всем был согласен с «коллегами». В отличие от большинства сюрреалистов, Магритт обращался больше к разумному началу, чем к бессознательному.
Автопортрет Магритта, например, не очень похож на сюрреалистическое произведение. Однако на примере этой картины хорошо виден метод художника. Персонаж картины смотрит на яйцо, но на холсте изображает птицу. Так и другие сюрреалисты полагали, что их представление о мире более правдиво, чем сама реальность. Но если Магритт видел птицу, которая в будущем вылетит из яйца, то Дали – человека, выбирающегося из него или солнце, появляющееся из скорлупы. Важно, что все эти художники – и именно это позволяет их относить к одному направлению – видели в яйце совсем не яйцо.
Множественные женщины Дельво
Поль Дельво, как и другие сюрреалисты, создал собственную художественную реальность с характерными деталями. Самый распространенный образ в его картинах – таинственная женщина. Дельво помещает ее то в урбанистический пейзаж, то в современный интерьер. Какими бы ни были декорации, женщина остается неизменной. Она сохраняет свою таинственность и остается одинокой даже оказавшись в окружении других персонажей. Героиня Дельво не производит впечатления живого существа, способного на простые человеческие чувства – она, скорее, манекен. Ее глаза ничего не выражают, а красота всегда искусственна. Это и создает то самое сюрреалистичное ощущение инобытия.
Когда смотришь на картины сюрреалистов, возникает смешанное ощущение: одновременно испытываешь и эстетическое удовольствие, и страх. Исследователи полагают, что зритель чувствует дискомфорт при взгляде на полотна, в которых привычная им реальность изменена. Но, с другой стороны, алогичность образов сюрреализма — это возможность прикоснуться к измененной реальности (в буквальном смысле) без употребления психотропных веществ.
Напоследок — про изысканный труп
(Что в свободное время делали сюрреалисты, и к чему это привело)
Как-то раз, когда сюрреалисты были еще вполне дружной компанией, одному из них пришло в голову по очереди записывать слова разных частей речи на бумагу. В итоге должно было получиться предложение, собранное из несвязанных между собой слов. Игру назвали «Изысканный труп будет пить молодое вино» — по первому результату.