Почему сюрреализм – это не только Дали?


«Прекрасен как встреча зонтика и пишущей машинки на операционном столе».


Первая ассоциация с сюрреализмом — Дали. Рассказываем про менее известных, но не менее талантливых «коллег» Сальвадора — Бретона, Кирико, Магритта и Дельво. Дочитайте до конца: напоследок поведаем о знаменитом «изысканном трупе» сюрреалистов.




Анри Бретон и немного о Дали


Основатель сюрреализма — француз Анри Бретон. Он был писателем, а не художником, и потратил не один год своей жизни на то, чтобы определить, что такое сюрреализм. Бретон искал черты этого направления и в творцах прошлого, и в своих современниках. Так, он утверждал, что Данте в некоторой степени был сюрреалистом – Бретону очень нравилось описание Ада в «Божественной комедии». Но были и более обоснованные параллели.


Фраза Лотреамона «прекрасен как встреча зонтика и пишущей машинки на операционном столе», которую любил цитировать Бретон, весьма точно описывает сюрреализм. Абсурдный афоризм подчеркивает алогичность и парадоксальность этого движения. Сюрреалисты, например, считали, что лучший метод творчества – это обращение к бессознательному. Они опирались на сны, галлюцинации и бессвязные детские воспоминания.


Посмотрите на картины Дали и обратите внимание на то, как много предметов там не на своих местах — часы в пустыне, ящики в человеческих телах. Эти парадоксы переносят зрителя в иную реальность. Сюрреализм порой ставит в тупик исследователей: попытки анализировать образы часто ни к чему не приводят. У Дали есть несколько картин, которые просто интерпретировать, опираясь на исторический контекст и биографию художника. Однако большинство произведений отражают бессознательное, которое, по мнению сюрреалистов, прекрасно не скрытыми смыслами, а самим своим существованием.


Джордже де Кирико исписался


Отойдем от известного всем Дали и отмотаем время назад — когда понятия «сюрреализм» еще не существовало, а Бретон только учился в Сорбонне. Джордже де Кирико, итальянский художник, написал одну из своих самых ярких работ «Загадка часа» в 1911 году — Дали тогда было всего семь лет. Хотя творчество Кирико обычно относят к метафизической живописи, некоторые исследователи считают его основоположником сюрреализма. В художественном мире Кирико нет людей, нет городов в привычном нам понимании. На его картинах остались только часы, башни, корабли, виднеющиеся в отдалении, и поезда, на которых некому уезжать. Часы Кирико как будто застывшие: мир художника существует вне времени.


2.jpg


«Чтобы произведение было бессмертным, оно должно выйти за пределы человеческой логики – для этого надо начать в каждом предмете видеть тайну» — Джордже де Кирико.


И в каждой детали, изображенной Кирико, мы видим тайну вслед за художником. Все эти предметы – часы, поезда, трубы – совершенно обычны. Но, помещенные в другую реальность, они создают ту самую сюрреалистичную ауру загадочности.


То, что Кирико повторял одни и те же элементы, стало поводом для насмешек: «Кирико исписался». Но речитативность его картин на самом деле помогает проникнуться его художественным видением: повторенное много раз теряет привычный смысл и видится иначе.


Влияние Кирико можно заметить в работах других сюрреалистов: в том числе на картинах Магритта и Дельво. О них мы вам сейчас и расскажем.  


Магритт и «это не трубка»


«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла»
- Магритт


Мир Магритта – это, в первую очередь, алогичность, бытовые предметы в необычной обстановке. Если Магритт хотел изобразить стакан воды, он оказывался стоящим на зонте. Если Магритт писал трубку, он утверждал, что это не трубка. Он создавал свою реальность, в которой могут мирно сосуществовать совершенно разные предметы. О своей картине «Ностальгия» художник писал:


«Ни льву, ни человеку со сложенными крыльями нечего делать на мосту. Они воплощают тоску тех, кто знает, что настоящая жизнь — это что-то другое, что-то не существующее вовсе».  


3.jpg


Однако, несмотря на очевидные сходства во взглядах Магритта и других сюрреалистов, он не во всем был согласен с «коллегами». В отличие от большинства сюрреалистов, Магритт обращался больше к разумному началу, чем к бессознательному.


Магрит Ясновидениеавтопортрет.jpeg


Автопортрет Магритта, например, не очень похож на сюрреалистическое произведение. Однако на примере этой картины хорошо виден метод художника. Персонаж картины смотрит на яйцо, но на холсте изображает птицу.  Так и другие сюрреалисты полагали, что их представление о мире более правдиво, чем сама реальность. Но если Магритт видел птицу, которая в будущем вылетит из яйца, то Дали – человека, выбирающегося из него или солнце, появляющееся из скорлупы. Важно, что все эти художники – и именно это позволяет их относить к одному направлению – видели в яйце совсем не яйцо.



Множественные женщины Дельво


Поль Дельво, как и другие сюрреалисты, создал собственную художественную реальность с характерными деталями. Самый распространенный образ в его картинах – таинственная женщина. Дельво помещает ее то в урбанистический пейзаж, то в современный интерьер. Какими бы ни были декорации, женщина остается неизменной. Она сохраняет свою таинственность и остается одинокой даже оказавшись в окружении других персонажей. Героиня Дельво не производит впечатления живого существа, способного на простые человеческие чувства – она, скорее, манекен. Ее глаза ничего не выражают, а красота всегда искусственна. Это и создает то самое сюрреалистичное ощущение инобытия.


0.jpg


Когда смотришь на картины сюрреалистов, возникает смешанное ощущение: одновременно испытываешь и эстетическое удовольствие, и страх. Исследователи полагают, что зритель чувствует дискомфорт при взгляде на полотна, в которых привычная им реальность изменена. Но, с другой стороны, алогичность образов сюрреализма — это возможность прикоснуться к измененной реальности (в буквальном смысле) без употребления психотропных веществ.


1.jpg


Напоследок — про изысканный труп

(Что в свободное время делали сюрреалисты, и к чему это привело)


Как-то раз, когда сюрреалисты были еще вполне дружной компанией, одному из них пришло в голову по очереди записывать слова разных частей речи на бумагу. В итоге должно было получиться предложение, собранное из несвязанных между собой слов. Игру назвали «Изысканный труп будет пить молодое вино» — по первому результату.



Дарья Белая

Читать далее