«Мария Магдалина»

В минувший четверг в российский прокат вышла лента Гарта Дэвиса «Мария Магдалина». О фильме много спорят и пишут, а одно из самых популярных мнений – в евангельскую притчу вплели феминистический нарратив. Мы посмотрели картину и попытались по свежим следам разобраться, про что всё-таки снял кино австралийский режиссёр.


История начинается в израильском городе Магдала. Юная Мария (Руни Мара) «позорит семью» бунтарским поведением: она отказывается выходить замуж за навязанного избранника. Девушка верит, что замужество не её предназначение, и сопротивляется отцу и братьям. Те, в свою очередь, считают Марию одержимой и выбивают из неё дурь единственным известным способом – топя в речке. Мария, однако, не исправляется, а замыкается в себе. Когда в Магдалу приходит проповедовать Христос (Хоакин Феникс), девушка чувствует, что должна последовать за ним. Вопреки просьбам и угрозам семьи она примыкает к апостолам и становится Иисусу ближайшим другом. Именно Марии придётся усмирять ропот усомнившихся, вселять веру в сердца людей и в конце концов по кусочкам собирать своё собственное: любить Христа, обречённого на смерть – и дар, и тяжелейшее испытание в её жизни.



Образ Марии Магдалины всегда был загадочным и неоднозначным. Официальная церковная риторика называла её блудницей и раскаявшейся грешницей, в околоцерковных кругах ходили «еретические» слухи об истинной природе её связи с Христом. В 2016 году католическая церковь нарекла Марию «равноапостольной», фактически положив конец домысливанию её роли в судьбе Иисуса. Она заняла своё место рядом с другими Его двенадцатью учениками.


Фильм Гарта Дэвиса, автора «Льва» (2016), основан как раз на этой идее. Он не только показывает женский взгляд на историю, но и ставит под сомнение ряд библейских стереотипов. Так, например, картина акцентирует внимание зрителя на двух апостолах – Петре (Чиветель Эджиофор) и Иуде (Тахар Рахим). Пётр не сразу принимает Марию, разрываясь между послушанием и привычностью патриархального уклада. Их сложные отношения показаны в динамике: от неприятия до дружбы, переходящей в восхищение, и, наконец, повисшего в воздухе знака вопроса. У Петра и Марии разнились трактовки учения Христа: апостол хотел достичь истины войной, «правая рука» Иисуса – миром. Чтобы что-то изменить, нужно начать с себя – в этом заключался её главный посыл. Иуду Дэвис изобразил отличным от канонического. В его прочтении предатель Христа предстал самозабвенно влюблённым в Учителя. Человеком, жаждущим обрести в Царстве Божием погибших родных. И то, что совершает Иуда, оказывается не предательством, а ошибкой, за которую он расплачивается сполна.



Экранная связь Марии и Иисуса далека от современного понимания отношений, но очень красива и действительно глубока. Актёры смогли сыграть её искренне – возможно, потому, что между ними на съёмочной площадке вспыхнули реальные чувства. Мария выглядит и преданной, и чистой, и одновременно очень сильной. Она олицетворяет столь популярный в последнее время кинематографический образ женщины-борца. Девушка занимает место рядом с Христом, и именно ей он, воскреснув, является первым. Хоакин Феникс сумел показать не просто библейского проповедника, а человека, пусть и наделённого божественным даром. Во время просмотра героям сопереживаешь, и это, пожалуй, самое ценное.


В этом контексте можно говорить и о масштабности съёмки (заслуга оператора Грега Фрейзера), и о тонкой цветокоррекции, определяющей драматическое настроение, и, безусловно, о пробивающем на мурашки саундтреке Йохана Йоханссона. Можно в очередной раз сказать о феминистской направленности картины. Но лучше всё-таки один раз её увидеть – и смотреть обязательно в оригинале.


Анна Дальнева

Читать еще