Дом странных детей Мисс Перегрин

Если Бёртон – значит мистика и волшебство. Если Бёртон – значит жуть и страхи. Если Бёртон – значит, мы увидим нечто.

Мастер чудаковатых, фантастических и жутких историй взялся за экранизацию первой части дебютной трилогии американского писателя Рэнсома Риггза, вышедшей в первый четверг октября. Тим Бёртон проделал работу в своём фирменном стиле, что отличает его картины с той фишкой, с которой не могли бы снимать другие признанные мастера фантастики и фэнтези, такие как Питер Джексон (трилогии “Властелин Колец” и “Хоббит”), Дэвид Йейтс (последние части “Гарри Поттера”) или Эндрю Адамсон (“Хроники Нарнии”, “Шрэк”). Потому что Тим Бёртон – режиссёр мистики и, если хотите, даже абсурда. И потому кто, как не он, взялся за такую странную историю о странных детях.


Главный герой –  тот самый востребованный в кинематографе замкнутый интроверт – Джейк Портман (Эйса Баттерфилд) становится свидетелем смерти любимого дедушки, который рассказывал ему истории о приюте для детей со сверхъестественными способностями. Через некоторое время Джейк получает открытку от воспитательницы приюта, мисс Альмы Перегрин (Ева Грин), в которой она просит его приехать. И на уэльском острове, окруженном холодными морями и режущими берег фьордами, Джейк сталкивается с ожившими героями дедушкиных рассказов. И, как положено, тут все попадают в трудные ситуации, из которых нужно срочно выкручиваться и спасать весь мир. Как в классической доброй сказке.

Итак, в дом странных детей мисс Перегрин вы попадаете через нагнетающие вступительные титры в духе «Других» с Николь Кидман и готовитесь к такой же жуткой и леденящей кровь истории. Но… развитие сюжета зачастую предсказуемо, любовная линия натянута и даже заставляет фильм "провисать", повествование в начале рваное, ожидаемого страха нет –  только в маленьких дозах, недостаточных взрослому бесстрашному человеку. Это не тот случай, когда простота – гениальна. Но примечательно в ней то, что она оригинальна и волшебна – ведь последнее аудитория любит и приветствует, даже если присутствуют огрехи в остальных составляющих фильма.


Главные герои фильма - странные дети и их воспитательница. Эйса Баттерфилд перестарался, изображая погруженного в себя подростка. Или это у Бёртона такой талант находить красивых актёров с волшебной внешностью, но застывших как камень в кадре (да, я о Мие Васиковске из “Алисы в Стране Чудес”)? Эйса вписывается в мистику и загадочность картины благодаря тем же чистым, голубым и невинным глазам, как у Элайджи Вуда, плюс классические черты английского лица вроде Скандара Кейнса или даже Бенедикта Камбербэтча в юности. Но почему актёр, так проникновенно сыгравший 9 лет назад в фильме “Мальчик в полосатой пижаме”, не выложился на полную в такой своеобразной истории? Здесь он выглядит мёртвым, и почти все два часа ни одна мышца на лице не дрогнула, хотя бы до улыбки.


Но вот Ева Грин и её воспитанники, составившие единую команду, зацепят вас без труда. Мисс Перегрин – та самая элегантная, харизматичная и отважная героиня, что может быть одновременно презентабельной, чёрной и властной, но с добрым сердцем, решительной и надёжной. Ева Грин принадлежит к такому типажу эффектных и жёстких англичанок, как Кейт Уинслет или Эмили Уотсон, утончённых и изящных, как кинолегенды 40-ых – Вивьен Ли или Кэтрин Хепберн. Трудно не полюбить эту героиню, настолько обаятельно актриса подаёт эту изящную и сильную леди.  А маленькие актёры, сыгравшие странных детей, –  либо дебютанты, либо задействованные в короткометражках или небольшом количестве фильмов. Но об этом невозможно догадаться: если не талант, то детская непосредственность и обаяние выручают их. Каждый из них вам понравится – элегантный Гораций, замкнутый и чёрствый Енок, заботящийся о младших (ну прямо как Питер Певенси в “Хрониках Нарнии”), молчаливые близнецы, кроткая Оливия, силачка Бронвин, телепат Фиона, крошка Клэр, Хью с (нет, не бабочками) пчёлами в животе, невидимый Миллард и воздушная Эмма. А антагонисты? Как говорил Джим Мориарти в “Шерлоке”: «Не бывает сказок, где нет старого доброго злодея». Главный злодей в исполнении Сэмюэла Джексона – старый и добрый. Он внушает ужас, но при этом он такой ироничный, да ещё иногда фразерствует, что не получается его даже всерьёз воспринимать, не то что бояться. Вроде бы смешной, но лохматые белые волосы, ледяные глаза без глазных яблок и такие же белоснежные клыки в сочетании с тёмной кожей - и впечатление меняется...


А теперь главное – то, что создает волшебную атмосферу, из-за которой мы так любим сказки и из-за чего иностранцы говорят, что «русские склонны к эскапизму». Как уже было сказано, фильм немного обманет ожидания касаемо ужасов и страхов. Сначала нагнетают атмосферу вступительные титры, а потом жутковатая завязка, которые вроде бы задают пугающий настрой, но на деле это оказывается не так. Тем не менее, спецэффекты выполнены качественно и реалистично, отражая готичность обстановки. А зрелищность – в начале её практически нет, а потом вдруг спецэффекты обрушиваются буквально волной. Фильм сопровождает классический сказочный и величественный саундтрэк, но… не цепляющий и не запоминающийся узнаваемыми темами и мотивами, как в «Алисе», «Гарри Поттере» или «Хрониках Нарнии». Операторы же справились со своей задачей и сумели показать потрясающую природу Уэльса, – равнины, море и фьорды, что становятся подходящим фоном для этой мистической истории. Преобладание холодных тонов поддерживает мрачное и загадочное настроение фильма.


Прежде ни один фильм не вызывал такого количества ассоциаций с другими культовыми и любимыми картинами, как этот. Вспомнились и «Гарри Поттер», и «Хроники Нарнии», и «Алиса в Стране Чудес» того же Бёртона, и «Властелин Колец», и книга Э. Грэнвилл «Гретель и тьма» и – вы будете смеяться – и даже «Пираты Карибского моря». Причем ассоциации не столько явные, например, из-за отсылок к этим фильмам в кадре, сколько атмосферные и интуитивные. Но возникнут ли в ваших впечатлениях другие истории или нет, «Дом странных детей мисс Перегрин» – это одна из тех самых любимых нами захватывающих и полных чудес сказок. Любой из нас, кто до сих пор ждёт письма из Хогвартса или ищет в шкафу Нарнию, после просмотра фильма или прочтения книги наверняка захочет найти и ту временную петлю, что открывается только странным детям.


Альбина Ахатова

Читать еще