Бодипозитив: куда приводят мечты

60-е прославили анорексичную худобу по всему миру. Эди Седжвик, представшая в 1965 году перед глазами широкой публики на «Фабрике» Энди Уорхола, стала эталоном: к такой фигуре на протяжении последующих десятилетий стремились миллионы. Кейт Мосс, ставшая воплощением «героинового шика» 90-х годов, только закрепила сложившийся стереотип. Именно с 1960-х до начала 1990-х  где-то на соседнем фронте разразилась настоящая война, ознаменовавшая вторую волну феминизма. Феминистки второй волны также занимались проблемами, связанными с сексуальностью, в том числе со стереотипами о том, как должна выглядеть женщина. Бесконечные картинки идеальных людей, которые живут именно так, как хотели бы жить вы, не сходят с экранов, постеров и обложек. Бесконечный забег, не имеющий финиша, – таким для многих стало стремление к идеалу, в конечном итоге воплотившееся в «эпидемии» анорексии, булимии, дисморфофобии. Желание «подогнать» себя под каноны и идеалы моды не могло не вызвать какой-либо ответной реакции. Так возник бодипозитив, который также называют “ребенком феминизма”. Нашумевшая обложка скандального Dazed&Confused ни то предсказала бодипозитив как явление, ни то стала его первым воплощением. На ней – Мила Йовович, которая красноречиво заявляет о своих взглядах на возникающие тенденции с помощью своего тела.


Основную мысль бодипозитива можно сформулировать в знакомой каждому фразе: прими себя и свое тело такими, какие они есть. Истязать себя диетами и плакать над отражением в зеркале не стоит. Ключевые тезисы бодипозитива по-разному интерпретируются на просторах интернета, но суть его почти всегда остаётся неизменна.

Чтобы «влиться» в движение бодипозитива, для начала необходимо принять свое тело во всем, включая те его проявления, которые традиционно не выставляются напоказНаиболее отталкивающий аспект бодипозитива – это отношение к личной гигиене (эпиляции, косметологии и пр.). Некоторые бодипозитивщицы призывают избегать эпиляции, не использовать косметику, ни в коем случае не пытаться контролировать вес. Аргументируют они подобные призывы тем, что женщины не должны потакать прихотям мужчин или жестокого общества, ведь их стандарты бессмысленны и почти недостижимы, а стремление им соответствовать убивает индивидуальность, делает из прекрасной половины человечества обезличенную болванку.


Не бывает идеальных тел. Не существует деления на «правильные» и «неправильные» формы. Каждый хорош по-своему. Большие носы, оттопыренные уши, тонкие губы, морщины и шрамы, проблемная кожа, лишний вес – все это лишь естественные особенности, которые не должны становиться поводом для слез и самоуничижения.

Главный удар бодипозитив наносит по каноническим представлениям о женственности. Макияж, платья и каблуки никак не отражают и не могут заменить настоящую красоту, под которой подразумевается либо полная естественность, либо богатство внутреннего мира. Одежда, например, должна быть удобной и защищать от плохой погоды, а не «скрывать недостатки и подчеркивать достоинства». Из этих же соображений зачастую бодипозитивистки отказываются и от ношения нижнего белья. Так они подтверждают свою свободу от влияния масс-медиа, независимость от мужского эго.


Так чем же грозит бодипозитив как массовое явление? В первую очередь, это долгожданная оттепель в отношении жестких требований, норм красоты, ранее непримиримых к отклонениям и порой недоступных для широкой публики. Бодипозитив снимает табуированность с послеоперационного тела, естественных проявлений старения и других внешних “дефектов”, которые, казалось бы, должны только отравлять жизнь и понижать самооценку. Естественность – вот что сегодня является эталоном для стилистов и дизайнеров.    


Victoria's Secret – прямое воплощение всего, с чем борятся бодипозитивистки.

Наглядным примером могут стать рекламные кампании самых разных марок, которые последние пару лет активно демонстрируют в своих роликах и фотосессиях моделей, более приближенных к формам среднестатистических людей. Особенно популярны бодипозитивистские тенденции у тех из них, которые специализируются на продаже нижнего белья и купальников. Исключением, пожалуй, можно назвать Victoria's Secret. Новые тенденции, по факту, противоречат всей концепции этого бренда, традиционно делавшего ставку на безупречные внешние данные моделей, откровенность комплектов, в сочетании с отсутствием больших размеров в колекциях в принципе.

Сложно сказать, к чему может привести следование философии бодипозитива. С одной стороны, разыгравшееся воображение рисует абсолютно новую реальность. Представьте себе мир, в котором женщины следят за собой не больше мужчин, использование косметики – позорное проявление желания быть красивой для кого-то, кроме себя. Никакого контроля и самоорганизации по отношению к своим телам. Свобода! И вместе с тем разрушение. Может быть, привычных стандартов, а может быть, понимания женщины как прекрасной половины человечества.


С другой стороны, бодипозитив способен мягко подтолкнуть общество к смещению акцента со внешности на внутренний мир, о котором так легко забыть в погоне за идеалом. Ведь часто, стремясь выглядеть “на миллион”, забываешь, что в жизни есть куда более важные вещи, чем форма бровей и цена обуви, как бы банально это ни звучало. В подобном смягчении требований к “идеальному” телу давно нуждаются миллионы красоток, измученных диетами, пластическими операциями и косметическими процедурами, по всему миру. Вполе возможно, что ставка на естественность плавно направит человека к гармонии с собой, своим телом, а значит и с окружающими людьми, которые со временем перестанут зацикливаться на “обёртках” друг друга.     

Агриппина Касимова

Читать еще