Библиотечное тело

Смерть исполнительских профессий – главная тенденция развития современного рынка труда. Именно такой вывод могут сделать все школьники и студенты, побывавшие 8 октября на Московском дне профориентации. Лекторы, приглашённые на мероприятие, все, как один, заявили: библиотекарям, бухгалтерам и туроператорам в будущем места нет. HSE Press выяснили, у кого есть шансы на трудоустройство через четверть века.

1. БИОИНЖЕНЕР

– Насколько это актуально?

– Более чем. Медицина будущего – это предиктивная медицина. Специалисты в этой области изучают предрасположенности отдельного человека к различным заболеваниям на основе его генной информации. Эти исследования относятся к сфере персональной геномики, которой и занимаются биоинженеры.

– Где этому учат?

– Самый верный путь – это факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ, конкуренцию которому в России составляет только государственный университет в Санкт-Петербурге, где с 1997 года отдельно изучается медицинская физика.

– Какие способности приветствуются?

– Биоинженеры – это медики, разбирающиеся равным образом и в физике, и в биологии. Без понимания математики заниматься биоинформатикой невозможно.

2. НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛИСТ

– Насколько это актуально?

– У нас происходит бурное развитие науки: учёные открывают гравитационные волны и систему CRISPR для изучения ВИЧ... С другой стороны, у нас есть общественность, которая полагает, что люди жили одновременно с динозаврами. Здесь на сцену выходим мы. Пока существует разрыв между наукой и обществом, наша работа имеет смысл.

– Где этому учат?

– Бакалаврских программ нет, не считая “Коммуникаций в сфере науки и технологий” в Московском политехе. Есть несколько магистратур: СПбГУ, ВШЭ, МГУ… В идеале, научный журналист должен иметь естественно-научное образование: химическое, биологическое, физическое.

– Какие способности приветствуются?

– Вкратце, научная журналистика – это сочетание глубокого знания о предмете и умения правильно подать и объяснить сложную информацию.

Комментарии: Ася Казанцева – научный журналист, писатель.

3. НЕЙРОЭКОНОМИСТ

– Насколько это актуально?

– По активности мозга нейроэкономика позволяет предсказать решения потребителя касательно выбора того или иного продукта. Эти исследования очень актуальны и уже пользуются спросом, но на практике их результаты будут использованы очень нескоро.

– Где этому учат?

– В России изучения в этой области проводятся в центре нейроэкономики и когнитивных исследований, созданном на базе департамента психологии НИУ ВШЭ.

˜– Какие способности приветствуются?

– Нейроэкономика – это нейробиология принятия решений. Здесь в большей степени нужно знание биологии и психологии, далее – экономики и математики.

Комментарии: Василий Ключарёв – нейроэкономист, руководитель Департамента психологии НИУ ВШЭ.

4. ДИЗАЙНЕР

– Насколько это актуально?

– Сейчас очень популярен дизайн фильмов и игр. В современном фантастическом кино 98% изображения – это нарисованная картинка. В будущем будут актуальны такие вещи: дизайнер дополненной реальности, программист цифровых аватаров, главный дизайнер дронов и так далее.

– Где этому учат?

– В России есть три школы: Строгановка в Москве, Мухинка в Санкт-Петербурге и Свердловский Архитектурный Институт – теперь УрГАХУ. Они и дают нормальное образование.

˜– Какие способности приветствуются?

– Главное, чтобы человек умел придумывать нереальные вещи. Обязателен иностранный язык, желательно два: английский и китайский. Придётся мириться с тем, что очень много производств находится не в России.

Комментарии: Владимир Пирожков – промышленный дизайнер, президент центра AstraRossa Design.

5. АНАЛИТИК BIG DATA

– Насколько это актуально?

– IT с момента своего создания была вещью в себе: создавала сама себе сервисы, сама в себе жила. Сейчас IT, как прежде инженерия, становится частью, сутью абсолютно каждой отрасли. Анализ больших данных используются в медицине, логистике, новой индустрии развлечений и сельском хозяйстве. Судите сами.

– Где этому учат?

– Обучением специалистов в этой относительно новой области IT занимается Школа анализа данных, основанная Яндексом в 2007 году. Аналитиками больших данных могут стать и выпускники факультета бизнес-информатики ВШЭ.

˜– Какие способности приветствуются?

– В первую очередь, конечно, это информатика и математика. Английский язык. И нужно читать хотя бы одну-две статьи в день по интересующей вас теме, иначе вы отстанете.

Комментарии: Александр Ларьяновский – управляющий партнёр школы Skyeng, экс-директор по развитию Яндекса.

Для того, чтобы стать специалистом в большинстве из перечисленных областей, необходимо предварительно получить фундаментальное образование. В тренде остаются всё те же математика, биология и физика. “Всё остальное – доучиваемся”, – недвусмысленно утверждает Александр Ларьяновский, – “но если вы решили, что люди вас чему-то научат, то я вас сильно огорчу”.

Читать еще